*ТУР-2012: ЕКАТЕРИНБУРГ — HELLFEST, GRASPOP, BLACKFIELD*

Этим отчетом мы продолжаем рассказывать о европейских фестивалях экстремальной музыки, преимущественно металлической, а также альтернативной, готической и просто всякой разной нестандартной. В прошлом году нами был представлен отчет поездки на Wacken open air. В этом году наша команда умудрилась за две недели охватить сразу три фестиваля, один из которых проходил во Франции, другой — в Бельгии, третий — в Германии. Впечатления, размышления, советы и пожелания — читайте ниже.

Hеllfest (Франция)

В этом году заменой немецкому Wacken стал французский Hellfest. Полное название Hellfest Open Air Festival (www.hellfest.fr), приходит на окраине провинциального городка Клиссон. В 2012 году проведение фестиваля было назначено на период с 15 по 17 июня.

Организаторы составили эклектичный список участников. Если Wacken присуще формировать свой лайнап преимущественно из «классических» групп, то Hellfest на одной территории смог объединить совершенно разную музыку. Где еще можно услышать швейцарский black-ambient-проект Darkspace и drone-doom Sunn O))); прото-heavy-metal Blue Öyster Cult и французский post-black-metal-коллектив Alcest; наконец, glam-hard Motley crue и Guns'n'roses по соседству с pornogindcore Romperpop? Такую мозаику тяжелой музыки различных стилей и эпох предложили организаторы Hellfest. Но главное, Hellfest стал одним из немногих фестивалей, где было анонсировано выступление Black Sabbath в классическом составе. Как некоторые знают, из-за разногласий музыкантов это выступление было отменено и заменено на Ozzy Osbourne and friends. Другим «гвоздем» программы стал King Diamond, который вернулся на сцену после болезни и помимо Hellfest выступил в этом году еще только на Sweden rock. Поэтому никаких сомнений не осталось. В 2012 году едем на Hellfest.

Часики тикали, время шло, зима и весна миновали, пришло время собирать вещи и отправляться в вояж. Оценивая фестиваль, позволим себе попутно сравнивать его с Wacken.  

Достоинства

- Первое преимущество Hellfest, которое хочется обозначить, – это компактность. То есть дойти от одной с цены к другой можно за 3-4 минуты, так, чтобы слышимость была хорошая. Более того, практически все сцены, за исключением хардкорово-панковой Warzone, можно было слышать из одной точки. Это был некий «пятачок» на холмике, вокруг которого были установлены фонари в виде настольных светильников и лавочки. Поэтому, когда ноги уже отказывали, можно было присесть на лавочку и по очереди слушать музыку, доносящуюся с разных сцен. В смысле по очереди: когда замолкала одна группа, то в промежутке было слышно другую. Или же можно было просто поближе подойти к одной сцене, а другую уже было слышно меньше. Для понимания: параллельно могли играть только 3 группы + на Warzone, но оттуда ничего не было слышно.

- Отдельно нужно сказать о «стилевом» характере сцен. Если ты любитель death и black-metal, то не нужно постоянно бегать от одной сцене к другой. Вся «смертельно-черная» музыка была сосредоточена под одной крышей – сценах Altar и Temple. На первой, в основном, выступали группы death metal и grindcore-направленностей, а на второй – black и dark-metal. Но в том числе и некоторые фольковые, типа In extremo. Причем, дойти от одной сцены к другой можно было за минуту с учетом того, что всякий раз приходится пробираться через толпу. Сцены «работали» по очереди. Выступает, например, Entombed на Altar, а на Temple уже идет подготовка Behemoth. Так что между песнями даже было слышно, как настраивают инструменты на другой сцене. Таким образом, за 5-10 минут до окончания одного выступления можно было перейти к другой сцене, занять поудобнее место, дослушать выступление предыдущей группы и начать слушать выступление следующей. Единственный минус такой организации – это духота. Особенно с учетом того, что больше половины зала смолит. Причем это не всегда табак, а что-нибудь «повеселее». Голова от недостатка кислорода и дыма через 4-5 часов такого хождения от сцены к сцене разбухает, как почки весной. Поэтому рекомендуется время от времени выходить на воздух. Зато такая крытая сцена помогает укрыться от ветров и дождей. А этого добра в приатлантической Франции хватает.

Но если бласт-биты и запилы вам осточертеют, то совсем неподалеку вас ждет сцена Valley, чей пол в течение трех дней топтали ноги музыкантов stoner, sladge, doom, post-metal и post-rock групп. В общем, авангард и экспериментальщина. Вот уже где заволокло дымом анаши пространство, так это на в помещении этой сцены. Особенно, когда выступал Sunn O))). Больше трети зала вообще легла или села на пол.

- Безусловно, лучшими сценами с точки зрения восприятия были Mainstage-1 и Mainstage-2, в раза два больше, чем уже обозначенные, расположенные как бы в низине, а потому их было хорошо видно и слышно с того самого холмика, о котором написано выше.  Это и есть самый настоящий open air (на открытом воздухе), особенно если светит солнце и стоит теплая погода. Впечатление от прослушивания усиливается в разы. В то время, как даже хорошая группа, но в духоте и без возможности присесть, воспринимается хуже. На этих двух главных сценах преобладали популярные и проверенные временем группы. Так после  Dropkick Murphys выступал King Diamond, хотя, казалось бы, что между ними общего.

- Приятный момент: заряжать телефоны, фотоаппараты и видеокамеры можно бесплатно. Нужно только найти стойку «Информация». На Wacken заряжали за деньги. 3 евро – за один раз.

- Перед фестивалем или после, если вы не спешите, можете посетить древний замок, который расположен в Клиссон. Впечатляющее зрелище.

Недостатки

- Если сравнивать Неllfest с Wacken, то на втором при входе выдавали волшебный рюкзачок. Помимо безделушек и сувениров, он содержал также дождевик. На Hellfest такого рюкзачка не было. А дождевик невозможно было найти даже за деньги, поэтому приходилось мокнуть.

- Неудобство вызвало и то, что магазин со всякой всячиной был расположен на территории концертной зоны. А ее открыли только непосредственно в день фестиваля. Магазин был большой и, чтобы все там посмотреть и, тем более, найти нужное, понадобились часы, а в это время уже шли концерты. Как быть – разорваться? Лучше бы кончено этот магазин был за пределами концертной зоны и начал работу еще в день заезда.

- Франция – дорогая страна. Практически все стоит в раза полтора больше, чем в Германии.   

Особенности общения

Французы народ открытый и дружелюбный. Но своеобразный. Мы в массе своей люди сверенные, таежные, хмурые и неприветливые. Какие уж есть. Французы, напротив, общительные. Есть в них что-то от южного темперамента. Могут даже полезть обниматься и целоваться. Одного из наших один панк долго о чем-то упрашивал. Было не понятно, что ему надо, пока он не взял и не поцеловал того в центр татуировки на плече.

И еще не удивляйтесь, если они во время попоек в барах будут залазить на стол, паясничать, будто исполняют стриптиз и демонстрировать свои гениталии и ягодицы. Кроме того, они любят таскать на себе элементы женского нижнего белья. Это не пи@#%$сы. Они просто так шутят. Да, не по-пацанским понятиям. Но все же не стоит раздувать международные конфликты на почве межкультурного диссонанса.

И английский в отличие от немцев они учат неохотно. Поэтому если вы не знаете французский, то порой объясняться с ними становится невозможно и приходится переходить на язык жестов. А в остальном, хорошие ребята.

Выпивка

Пиво на Hellfest много и на выбор. Это качественно отличает французский фестиваль от немецкого, где было только одно пиво – его официального спонсора Beck's. Безусловно, самым лучшим пивом Hellfest был 1664 blanc – вкусное и пьется, как газировка. Но стоит дорого. 17 евро за кружку емкостью 1,5 литра. Кроме того, ее не выпьешь за 15 минут, а потому пиво постепенно охлаждается, теряя свои вкусовые качества. Поэтому можно было купить и стаканчик 0,3, но стоил 3,5 евро. За те же 17 евро можно было купить Guinness. Пиво похуже, Кроненбахер, стоило 11 евро за большую кружку. Один момент. Пиво за евро не Hellfest не продается. Для этого есть специальные красные пластмассовые монеты, которые можно поменять на евро по курсу 1:1.

Кроме того, можно найти лавочки, где наливают французское вино и подают к нему устрицы. 2 евро за 100 гр. вина, 7 евро за порцию устриц из 8 штук.

Еда

В среднем, одно блюдо стоило от 7 до 10 евро. Можно найти гамбургеры, китайскую лапшу, турецкие кебабы и итальянские пиццы. Все, кроме традиционной французской пищи. Никаких шашлыков из лягушачьих лапок не наблюдалось. При этом самым вкусным блюдом, которое удалось найти, был гуляш с лапшой. Все остальное — сухомятка, от которой начинает тошнить через 3 дня такого рациона. Вот и считайте, во сколько вам обойдется один день.

Для бюджетного варианта существует супермаркет E.Leclerc. Он расположен в 10-15 минутах ходьбы от кемпинга. Один момент! Чтобы добраться до него быстро, нужно идти не через главный ход, а с задней стороны лагеря. Этот момент нужно уточнить на месте. В супермаркете можно купить все: начиная от средств личной гигиены, воды и заканчивая едой. Блюда в упаковках стоят по 2-2,5 евро. Можно купить батонов, паштета, ветчины, колбасы и наделать бутербродов. Только будьте внимательны, некоторая французская колбаса пахнет, как ваши нестиранные носки двухнедельной давности. Паки пива в банках и бутылках (8-10 штук) будут стоит примерно 7-10 евро. Но на территорию концертной зоны фестиваля с этим пивом нельзя. Если только вы не перельете его в фирменную кружку, то есть перед этим все равно нужно будет купить фестивального пива. Или же не пить на территории концертной зоны вовсе.

Диски, винил, мерч

Этого добра на Hellfest навалом, впрочем, как и на Wacken. Правда, сразу бросается в глаза преобладание французской продукции. На фестивале был с размахом представлен их самый крутой метал-лейбл Season of mist. Порадовало, что были лотки, на которых продавался оригинальный винил. Например, наш товарищ купил аутентичный Hellhammer, выпущенный еще почившей ныне в небытие фирмой Noise. Стоит заметить, что в рядах виниловых пластинок встречались даже не российские, а советские пластинки. Например, православная хард-рок группа «Мономах», 1990 года, а кое-где даже «Коррозия металла». И стоили они не совсем дешево, по 25 евро.

Лайнап

Hellfest  в отличие от Wacken ориентирован, как уже написано выше, на эклектичность. Именно поэтому в одном фестивале можно было встретить все, что угодно душе металлиста и хардрокера: от Biohazard, Obituary, Cannibal Corpse и Brutal Truth до поп-готики Within Temptation и веселых рок-н-ролл-панков Turbonegro. А кроме того всякий модный metalcore, deathcore, hardcore: Lamb of god, Walls of Jericho, Аugust burns red, Betraying the martyrs, Emmure. Короче говоря, куда без поганого ведра.

По крайней мере, нам не удалось услышать кавер-версию Александра Розенбаума «Гоп-стоп», которую на Wacken исполняла группа цыганско-армянского рока Russkaja. За это Hellfest отдельное спасибо.

Для меня фестиваль начался выступлением brutal-death-актом Benighted. Радует, что «утренние» группы выступают по 30 минут, чтобы не очень утомлять слушателя. Затем пошел Benediction… И понеслось. Пост-блековый Sólstafir окунул в романтику, зато трушный black-metal Endstille вернул бодрости. Атмосферный Darkspace погрузил в пучину космической бездны… И так почти без передышки… Затем вдарила Brujeria: «Cortado – si; Barato – no; Mordidas – si; La migra – no; Con güeros – si; Con negros – no; Marihuana – si; El polvo – no; Narcos - si». И снова true black — Taake. Не успел отдохнуть от норвежцев — появились бескомпромиссные шведские грайндкорщики Nasum. Слегка передохнул, там Сannibal Corpse и Obituary. Надо сказать, что в какой-то момент такая интенсивность выступлений перестают восприниматься с энтузиазмом. И слушаешь для галочки. Такова специфика фестивалей.

Закончился первый день выступлением King Diamond – охренительное шоу с пентаграммами и перевернутыми крестами, сумасшедшими бабушками на инвалидных колясках и чудовищами — и все в час ночи под дождем.

Второй день ознаменовался Death Angel, Exodus, Machine head. Настоящий праздник устроили Entombed. Завершилось все огненным шоу Behemoth, — пожалуй, одно из мощных выступлений на фестивале — с семиконечными звездами Алистера Кроули, металлическими кобрами, свечами, перевернутыми крестами и выпавшим бумажным снегом под занавес (в Теле-клубе явно такого не будет).

Утро третьего дня началось с Year of no light (два басиста и два барабанщика), который проехался мощью катка по самым глубинам души, Аlcest навеял сентиментальных чувств, Anaal Nathrakh устроил неистовую звуковую мясорубку, Sunn O))) заставил задуматься о вечном. Финалом фестиваля стал Dimmu Borgir — тожественно и помпезно, хотя и не без использования фонограммы некоторых семплов, звуков и частично инструментов.

Рекомендации

- Лететь лучше немецкими авиалиниями, они дешевле, чем французские. При оформлении Шенгена говорите, что больше половину поездки проведете на территории Германии. Для подтверждения через интернет можно забронировать отели на соответствующие числа, а заезжать в них необязательно.

- Передвигаться по Франции лучше на обычных поездах, скоростные дороговаты, а торопиться особо не куда.

- Не забывайте, что приатлантическая Франция в июне холодная и температура ночью может опускаться ниже +10.

- Не забывайте про дожди, для защиты от них нужен хороший дождевик.

- Территория на Hеllfest местами покрыта глиной, поэтому в дожди под ногами скользкая грязь. Подумайте о соответствующей обуви. Лучше взять легкие старые кроссовки, которые потом не жалко будет выкинуть.

- Если вы все-таки приехали слушать музыку, а не спать в палатке, то захватите с собой раскладной стульчик, чтобы можно было присесть. Концерты на Hellfest начинаются с 10.30 и заканчиваются в 2 часа ночи. После 3-4-часового стояния перед сценой ноги так или иначе потребуют отдыха, несмотря на то, что впереди еще будет много интересного.

- Магазины во Франции закрываются в 18.00-19.00, по субботам и воскресениям не работают, если хотите купить еды и выпивки, то нужно это делать в четверг или пятницу.

- Не забывайте носить головной убор для защиты от солнечного удара (иногда погода выдает сюрпризы) и возьмите таблетки от головной боли. К вечеру от непрекращающегося шума голова становится треснувшим арбузом.

- Будьте толерантны к французам. Они большие шутники.

- Если вы летите в первый раз за границу, то лучше оформлять Шенген не менее, чем за полтора месяца. Иначе могут прокатить в визовом отделе и тогда все ваши траты окажутся пустыми.

- Не берите с собой ничего лишнего, особенно женщин.

Оценка Hellfest – 5 баллов (за разнообразие, компактность и высокую организацию)

Graspop (Бельгия)

Graspop (www.graspop.be) – это бывший попсовый фестиваль, что видно из названия. Проходит близ города Дессель. Начиная с 1996 года, он изменил формат и стал металлическим. В 2012 году проходил с 22 по 24 июня. В нашу программу этот фестиваль попал только на один день, исключительно из-за выступления Slayer, Possessed, Paradise lost. А также еще нескольких команда, которые не получалось посмотреть на Hellfest: Amon Amarth, Aborted и Ozzy Osbourne.

Достоинства

Территория фестиваля также компактна. По наблюдениям, собралось 25-30 тыс. человек. Но вот сцены, которых было четыре, расположены не очень удобно по сравнению с Hellfest. Как бы в ряд, сначала одна, затем другая, то есть «точки», из которой можно было бы услышать все сцены, не было. Зато пол в крытых сценах был из дерева, а у главной сцены – из пластмассы. Это очень удобно, когда начинается дождь. Но падать на такие поверхности, наверное, больнее, чем на землю с травой. Вообще Graspop оказался каким-то опасным для здоровья: одному парню в момент выступления Slayer разбили в мошинге нос, другой под звуки Amon Amarth замертво упал, но, правда, откачали.

Недостатки

Количество групп меньше, чем на Hellfest и Wacken. Если на Hellfest было 158 групп, то на Graspop – 96. За счет этого меньше накладок по группам, больше отдыха и свободного времени между выступлениями. Цена за весь фестиваль равнялась 150 евро. Но нам он обошелся еще дороже. Мы купили за 80 евро посещение одного, первого, дня и приплатили еще 15 евро за кемпинг. Как говорится, дерут с трудящихся втридорога.

Выпивка и еда

Еще на Hellfest, поговорив c одним французом и поведав ему о наших планах, мы услышали от него много нелицеприятного о Graspop. По его словам, весь Graspop создан, чтобы только зарабатывать, там все дорого и прочее. И в чем-то он был прав. Купить поесть и выпить на Graspop можно было только за фестивальную валюту – токены (пластмассовые монеты). Один токен менялся на 2,5 евро. Купить, например, гамбургер можно было за 2 токена. Прикиньте сколько это, если перевести на рубли. Стаканчик пива (0,2 литра) стоил 3 и 3,5 токена. 3,5 – это за Hoegaarden с малиновым вкусом. За 3 — местное Duvel. С горьким вкусом.

Лайнап

Лайнап Graspop консервативный и единообразный, ничего андергарундного и авангардного там нет. Но зато можно найти группы, проверенные временем. Даже если они вам не нравятся. Например, в третий день выступали Europe и Motorhead, во второй — Twisted Sister и Thin Lizzy. Но и любителем побыстрее и потяжелее тоже было, чем заняться. Из того, что нам так и не удалось посмотреть, можно с сожалением отметить My dying bride, Fear factory и Eluveitie — они были в следующие два дня. Все остальное было либо увидено на Wacken и Hellfest, или же просто не так уж важно. Надо добавить, что не обошлось и без ныне модного металкора и детктора: Killwitch engage, August burns red, Lamb of god, All shall perish… Без них сегодня не обходится почти не один крупный европейский фестиваль экстремальной музыки. Что касается ожидаемых нами выступлений, то они прошли на ура. Звук, сцена, шоу – все порадовало. Джефф Беккера, основатель Possessed, продемонстрировал неистовый хедбенджинг и задор, несмотря на свою инвалидность. Том Арайя и его подельники по Slayer также дали понять, что несмотря на седые головы и бороды, настоящий метал никогда не ржавеет. Завершилось все на оптимистической ноте: Paranoid, который одновременно играло три басиста и три гитариста, а между ними в старческом безумии хлопал в ладоши великий и ужасный крестный отец метал-музыки.

Диски, винил, мерч

С этим делом на Graspop было похуже. Такого разнообразия, как на Hellfest не наблюдалось. Но при этом нельзя сказать, что прилавки были бедными. Опять же при входе в  фестивальный супермаркет сказалось бельгийское крохоборство. Вход в магазин был за деньги: 1 или 2 токена (заметим, что на Wacken также). Правда, билет на посещение действовал на все время фестиваля. Диски были примерно в том же диапазоне, что и на Hellfest – от 8 до 20 евро (исключая подарочные варианты) майки – 15-18 евро.

Фестиваль подойдет тем, кто не гонится за разнообразием, а организм уже не так вынослив, чтобы стоять с утра до глубокой ночи на ногах: концерты начинаются в 11.30 и заканчиваются в 23.30. Но в то же время ехать до Graspop дальше, чем на какой-нибудь Summer Breeze или Brutal Assault. Так что взвешивайте свои возможности.

Оценка – 4 (за крохоборство)

Blackfield (Германия)

Если вы безразличны к готической и индустриальной музыке, то пропустив эту главу, ничего не потеряете.

Blackfield (www.blackfield-festival.de) небольшой местный фестиваль готическо-индустриальной направленности, рассчитанный на 3-4 тыс. посетителей. Фестиваль проходит на отшибе бывшего шахтерского городка Гельзенкирхен (родина Tom Angelripper, бессменного фронтмена Sodom). В этом году фестиваль проводился 23-24 июня. Рядом с фестивалем расположен заброшенный завод, а сама сцена примыкает к  реке. Blackfield предложил 32 группы, играющих в стилях gothic-metal, folk-metal, ebm, synth-pop. Билет стоил 71 евро, включая плату за кемпинг.

Достоинства

Главное преимущество Blackfield – это амфитеатр. То есть в любой момент можно присесть и даже прилечь. Всю сцену можно созерцать с возвышенности. При этом с речки дует приятный бриз. Но все эти удовольствия можно получить, только если не льет дождь. А он иногда льет. Правда, организаторы бесплатно раздавали дождевики с ироничным для русского слуха словом Pueblo. Но истинных киберготов дождь совсем не смущал, и они в полуобнаженном состоянии танцевали напролет свои роботообразные танцы.

Маленькая территория фестиваля обеспечивала то, что из точки А в точку B можно было добраться совсем быстро. Правда, одно неудобство. Сам амфитеатр обнесен забором, войти и выйти из него можно только при предъявлении браслета. Причем в одном месте вход, в другом выход. И почему-то за пределами амфитеатра расположена другая сцена, крытая. Причем туда можно было пройти вообще просто так, зато в кемпинг — опять при предъявлении браслета. В общем, перемудрили.

Лайнап

Как уже было сказано, фестиваль включал в себя чуть более 30 групп совершенно разной направленности. Объединяла их лишь среда  — готическая субкультура. Faun, например, играли абсолютно средневековую музыку. Достигать аутентичный звук им удавалось с помощью древних инструментов, среди которых особый интерес вызывала колесная лира. А вот, например, Welle:Erdball – совершенно далекий от mediveal квартет, который исполнял наивную поп-электронику со звучанием игровой приставки Sega. В общем, эклектичность также стала символом Blackfield, как и в случае с Hellfest. Но нашими фаворитами стали другие коллективы.

Ключевых акта было два: лидеры Neue Deutsche Härte — Oomph и лидеры фолк-метала — In Extremo. Первые вышли в костюмах морячков, а солист Dero Goi намалевался, как Джокер из «Темного рыцаря». На сцене вместе с сессионными музыкантами присутствовало 7 человек. И понеслась: цинизм, сарказм, ехидство, один раз даже встал «раком» и погладил себе зад в момент песенки про «гомофобию» Kleinstadtboy. Сыграли все: от модного поп-метала Gott ist ein Popstar до холодного раннего немецкого индастриала Wunschkind. In Extremo погрузил в дела средневековые, а арфист так рвал душу в эпическом порыве, что наворачивалась слеза. Ни один хит не пропустили: от Herr mannelig до Erdbeermund. И дополнили все это столбами пламени, взрывами и фейерверками.

Твердые пятерки за выступление можно поставить также двум EBM-командам: Combichrist и Agonoize. В первом случае вокалист Энди ЛаПлега изображал из себя умалишенного маньяка откуда-то из киберпанковых антиутопий, чем вызывал у публики восторг. А кроме того в какой-то момент к музыкантам присоединился тощий гитарист в блек-метал-прикиде, правда при этом в колготках и шортиках. Фронтмен Agonoize Chris L. строил нечеловеческие гримасы и закатывал глаза, но кульминацией стала имитация перерезанных вен и онанизма. В первом случае якобы из вен заструился брусничный сок, во втором — из ширинки пару раз в публику летела ненастоящая сперма, похожая больше на взбитые сливки. Что касается Deathstars, то их загнали на вторую сцену с крытым помещением, причем выступление совпало с Oоmph (вот досада). В общем, впечатление из-за душного помещения было смазано. Заставили подвигаться и потрясти головой Hocico и VNV Nation. Сложилось такое ощущение, что большинство посетителей фестиваля прибыли посмотреть именно на последних, потому что во время их выступления амфитеатр был забит под завязку.  

Выпивка и еда

Продавали самое обычное пиво, пол-литра стоило 3 евро. Фирменных стаканчиков не было. Из еды понравились хот-доги с толстой сосиской сантиметров 30 и бутерброды с сельдью, что вызвало ностальгические чувства по родине. Кроме того, в одной из зон были сконцентрированы палатки со средневековой едой. Там посчастливилось попробовать офигенную свинину на гриле с жаренной квашеной капустой. Вся еда в диапазоне – от 2,5 до 5 евро.

Диски, винил, мерч.

С дисками и винилом беда. Совсем мало, хотя один нужный диск автор отчета себе нашел. Зато полным полно шмоток, амулетов, медальонов, аксессуаров, латекса, бальных платьев и прочего. В общем, все, что угодно душе готической. И ничего удивительного, ведь готику очень любят лица женского пола. А они большие любители тряпок. В то же время и некоторых мужчин на фестивале было не отличить от женщин. Поэтому мерч расходился на ура.

Особенности общения

Особого общения с немцами не было, за исключением охраны, которая, видимо, полюбила нас по-особенному и при виде нас всякий раз повторяла одни и те же слова: «Аур рашен френдс, давай, давай». Еще бы, мы были единственными русскоязычными на этом фесте. Что касается готов, то они какие-то сами себе на уме. Зато их вид постоянно провоцирует, чтобы их фотографировать. Но вот тут могут быть проблемы. Как оказалось им это дело не нравится. Или же нужно спросить разрешения. А лучше, конечно, представится журналистом из какого-нибудь русского музыкального журнала. Чтобы это добавило бы чести их персоне. Иначе сфотографируете, а они потом подойдут и на своем немецком будут просить удалить фото. Еще одна особенность – это возраст. Если вы думаете, что готы в Германии — это малолетки, то ошибаетесь. В большом количестве там можно встретить людей, которым уже давно за сорок, а кому-то и под 60. «Сурьезная» музыка все-таки, не пост-хардкор для деток.

Если вас интересует только готика и индастриал, то Blackfield подойдет лишь, как дополняющий фестиваль. Слишком дорого получится лететь в Европу, чтобы послушать 30 групп. Есть фестивали крупнее: Wave Gotik Treffen, Amphi, M'era Luna и другие. Лучший из них это, конечно, Wave Gotik Treffen. В этом году там можно было найти совершенно разную музыку: от Ain Soph, Brighter Death Now, Dernière Volonté до Amorphis и Fintroll. Одно неудобство: он проходит в конце мая.

Оценка Blackfield — 5 (за уют и комфорт, а также дождевики Pueblo)

Дорога, деньги, два перелета  

Вернемся к главным вопросам: деньги, дорога и как организовать поездку и так далее. Итак, сколько все это стоило по самым скромным подсчетам. 154 евро за Hellfest, 95 евро за 1 день на Graspop и 71 евро за Blackfield, итого 320 евро. Внутренние переезды на поездах и автобусах от фестиваля к фестивалю (исключая остановки в городах) составили в районе 350 евро. Чтобы прожить жизнь, нужно в среднем на еду и питье в районе 50 евро в сутки. Фестивали в нашей поездке заняли всего 6 дней, 50 х 6, получается еще 300 евро. Берем примерный курс 40 руб. за 1 евро, получается примерно 38,8 тыс. руб. Добавим к этому стоимость за перелет, в нашем случае это был Екатеринбург-Дюссельдорф и обратно, вышло в районе 10,5 тыс. руб. за человека. Получается 49,3 тыс. руб., округляем до 50 тыс. руб. Это и есть та базовая сумма, которую пришлось заплатить каждому из нас за все удовольствие. Но только базовая! Чтобы снять гостиницу на 2-3 звезды, понадобится еще 30-50 евро за сутки (если заказывать заранее через интернет).

Не забывайте про траты на оформление визы и медстраховки, а также соблазн закупиться дисками, винилом и мерчем. Но это уже вопрос интимный. В прошлом году поездка на Wacken обошлась каждому из нас в районе 40 тыс. руб. Таким образом, 10 тысяч сверху, зато 3 фестиваля  в трех разных странах. Конечно, каких-то расходов, связанных с проживанием между фестивалями, не избежать. В любом случае, планируя подобные поездки, резервируйте на карточках хотя бы 100-300 евро для непредвиденных обстоятельств. Иначе останетесь где-нибудь в Европе с пустым кошельком. И дальше – депортация  с запретом на въезд до 5 лет. 

Советы тем, кто выбирает, на какой фестиваль лучше поехать

- Обязательно ли ехать на Wacken? Нет, не обязательно. Есть фестивали интереснее. Wacken – это лишь культ. Но в 2014 году у Wacken юбилей – 25 лет. Возможно, тогда они составят замечательный лайнап.

- Когда лучше покупать билеты на фестиваль? Если вы все-таки собрались на Wacken, то лучше в ноябре-декабре предшествующего года, потому что soldout происходит уже в январе (скупают спекулянты, потом в мае продают в два раза дороже). Во всех остальных случаях можно определяться до марта-апреля.

- Культовый и большой фестиваль – не означат комфортный. Чем меньше народу и больше перерывов между выступлениями, тем легче проживается фестиваль. Самые бюджетные варианты – небольшие фестивали, которые ближе всего к России. Например, Tuska в Финляндии (http://www.tuska-festival.fi), Brutal Assault  в Чехии (http://brutalassault.cz/en/), Metaldays в Словении (http://www.metaldays.net/),

- Лучше ехать сразу на пару-тройку фестивалей, так в перспективе получится дешевле. За информацией о зарубежных фестах следите на сайте emuzon.ru

июль, 2012

 Любительский фотоотчет