*ТУР-2013: ЕКАТЕРИНБУРГ — AMPHI + METALDAYS*

Затянувшийся отчет по результатам фестивального тура в 2013 году все-таки был написан. И, вероятно, не поздно, потому что фесты продолжаются. И те, кто уже определился с выбором в 2014 году, явно будут думать, куда бы им податься в 2015. А потому наша информация никогда не будет лишней.

Как и в 2012 году, команда Emuzon, согласно своим установкам — extreme, eclectic, eccentric — составила разнообразную фестивальную программу. Как уже знают некоторые читатели нашего портала, в 2013 году мы покорили немецкий готическо-индустриальный Amphi и словенский Metaldays. Что из этого вышло — ниже.

Для большинства фэнов смешение фестивалей в одном туре по-прежнему остается непонятным: мол, готика и метал разные вещи и так далее. Все это, конечно, спорно. И мы никого переубеждать не будем. Но главное соображение «за» таково: раз уж рванул в Европу на пару недель, то надо использовать это время с пользой по-максимуму. А лучшего сочетания в июле 2013, чем Amphi и Metaldays и нельзя было придумать. Лайнапы обоих фестивалей впечатляли, по датам близко, а ехать от одного до другого — меньше, чем  полусуток. Но для упертых фэнов конкретных стилей, лучше читать по раздельности. Готам – только про Amphi, металхедам — только про Metaldays. А для развития кругозора лучше прочитать весь отчет. Все равно ничего не теряете.

Amphi

Многие любители готики, дарквейва и синти-попа в нашем окружении задаются вопросом, куда бы съездить на фест в Европу. Вариантов в наше время достаточно: от M´era Luna до Wave gotik treffen. Но ответ еще зависит и от того, какие запросы. А фестивали, заметим, бывают разноформатные. Все эти очарования культом – уровень тринадцатилетних девочек. Возьмем тот же Amphi и Blackfield, при сравнении они оба имеют свои достоинства и недостатки. Но по порядку.

Фестиваль Amphi расположен на краю Кёльна в симпатичном местечке на берегу Рейна и на границе с парком. Кстати, в том самом парке и находится кемпинг для посетителей феста. Кёльн известен тем, что там находится один из величественных католических соборов, построенных в готическом стиле, и оттуда происходит всемирной известный парфюм — одеколон (что значит по-французски «вода из Кёльна»). К слову, сувенирный одеколон, который продается там на каждом шагу, так себе.

Кёльнский собор

Но ближе к делу. В 2013 году фест проходил с 20 по 21 июля. Но мы прибыли в город уже 18, чтобы на следующий день разбить палатки в парке и, не торопясь, исследовать территорию феста и окрестности. Извечный вопрос для путников из дальних стран: «А где тут у вас удобства?» Удобства на кемпинге Amphi имеются.

Во-первых, бесплатные душевые кабинки. Подчеркну, бесплатные, потому что нередко на фестах за возможность принять душ, платишь по паре евро.

Во-вторых, биотуалеты. Естественно, бесплатные. А на самом фесте есть даже нормальные.

В третьих, огороженный и якобы охраняемый кемпинг в парке. С одной стороны он выходит прямо к берегу Рейна, а с другой обнесен забором.

Но есть и неудобства. И самое главное из них — внушительное расстояние между территорией фестиваля и кемпингом. Идти нужно километра полтора. Это примерно 20-25 минут. В зависимости от того, где расположена палатка: в начале или в конце парка. Представьте ситуацию, что вы пошли к выступлению определенной группы, через 10 минут начнется, подходите и вдруг обнаруживаете, что забыли деньги. Или, например, взяли что-то такое, что проносить нельзя. Например, автор одел на себя рюкзачок-складной стульчик. Оказалось, с таким не положено. И что же? Беги обратно, снимай, а потом приходи слушать музыку. В общем, все эти хождения туда-сюда занимают долгое время. К тому же идешь через поле, на котором лежат отдыхающие бюргеры. Это в лучшем случае. Иногда целыми семьями располагаются турки или еще кто-то арабской национальности. И вот они всем своим табором глазеют на готов, индустриальщиков и прочих посетителей во фрик-костюмах. В общем-то пофиг, но, тем не менее, нет какого-то ощущения единства пространства. Все время бегаешь, как с одного края деревни на другой. Хотя здесь есть один плюс. По этому полю ездит детский паровозик. Было весело наблюдать, как вместо детей в паровозике расположились готы и с добродушной улыбкой покатились до Аmphi.

Куда едите? - На Amphi.

Мы не зря написали о том, что кемпинг, в котором вы оставляете все свои вещи в палатке якобы охраняемый. Так случилось, что в ночь с 19 на 20 число у одного из наших товарищей был полностью опустошен кошелек. Конечно, он и сам виноват в собственной рассеянности. Но все-таки на момент исчезновения денег, а это более 30 тысяч рублей, он лежал в палатке, хотя и у входа. То есть кто-то ночью умудрился заглянуть в палатку, рассмотреть кошелек, взять его, вынуть «котлету» купюр, а его бросить обратно. Благо вернули, потому что там был загранпаспорт. Вот веселуха бы была, если бы и он исчез.

Как быть, что делать, коли так все запущено? Можно купить замочки для чемодана и повесить их на замки молнии палатки. Не ахти какая защита, но злоумышленнику их еще снять нужно, кто-то вокруг все равно увидит, что идет какая-то нездоровая возня и, может быть, адекватно отреагирует. А вообще лучше капкан ставить. Главное, самому в него по пьяни не угодить. Правда, охрана, состоящая из толерантно-гуманных немцев, вряд ли пропустит. Но поверьте можно перебросить через забор. Один зашел на территорию феста, другой ему перекидывает прибор. Шучу, конечно. Но, может быть, кто-то и всерьез как-нибудь попробует. Вот ведь будет трофей. Приходишь ночью с феста, а там дрянь какая-нибудь попалась, кровью истекает. Незабываемое событие тура. Важно уяснить, если вы что-то оставили в палатке и свалили веселиться на фест, то знайте, что нет совершенно никакой гарантии, что ваше добро не пропадет.

При этом никогда прежде, на фестивалях у нас не пропадали ни личные вещи, ни деньги. Но рано или поздно для ротозеев должна была наступить божья кара в назидание. И вот она наступила. Причем не тогда, когда нас не было целый день в палатке, а ночью, когда все спали. Это говорит о том, что нужно быть внимательным и осмотрительным. Кто взял деньги, кто-то из посетителей феста или кто-то со стороны, просто перелез через забор, мы уже никогда не узнаем. Но главное, понимать, что охрана кемпинга для вида. Если кто-то решил обогатиться за чужой счет, фестиваль для этого замечательное место. Стоит дождаться, когда хозяева под алкогольными излияниями крепко уснут или уйдут на целый день тусить на фест, так можно начинать охоту за кошельками. Так что оставь надежду, всяк входящий на территорию кемпинга и держи ухо востро.   

Amphi. Кемпинг. Подготовка. Аха-ха, что ты делаешь, прекрати. 

И вот 20 число, в 11 часов начались первые выступления. На территорию феста можно попасть с двух сторон. Со стороны кемпинга и со стороны города. Имеется две сцены — основная, собственно опен эйр, а также малая — в помещении. Большая хороша тем, что всегда можно подышать свежим воздухом, и тут же перекусить, не отходя, что называется, от кассы, но зато пробраться к сцене невероятно сложно. К малой легче протолкнуться, но только там душно. Правда, в том же помещении, где малая сцена, куча торговых точек, продают все подряд: от винила и дисков до мерча и латексных кибергот-шмоток. Так что можно ходить-бродить, слушая живую музыку и попутно что-нибудь выбирая себе. Удобно в плане экономии времени. Причем, надо заметить, что на прилавках лежит разнообразная подборка. Отнюдь не только какие-нибудь там EBM и Synth-pop, а даже оригинальный Slayer «Show no mercy», набор аутентичных австралийских изданий AC/DC, ранние издания Misfits и прочее такое, далекое от понимания наших юных киберготов. Это к вопросу об эклектике.

Главная сцена Amphi

Была еще и третья сцена, расположенная в помещении, называемом «Театр». Нам туда надобно было только за одним — послушать концерт Rome. Но вход, кажется, был платным. Хотя мы даже так и не смогли выяснить окончательно, потому что туда была такая очередь, что один ее вид отбивал всякое хотение ломиться в это мрачное здание. В итоге Rome остался лишь в нашем воображении.

Июль в 2013 году в Европе выдался весьма жарким. Температура стояла в районе +30 градусов. Трудно представить себе, что творилось  с телами, стянутыми латексными и кожаными одеждами готов. Но они не сдавались, и никто их с себя не снимал. Так что если вы едете на какой-нибудь готик-фест в Германию, и везете в большом чемодане все свои модные черные шмотки, то помните, возможно, вы проклянете, что все это добро взяли с собой. Если только на дворе не вечна или осень.

Monster-woman, и ей пофиг на жару

Зато организаторы смилостивились и организовали полив из шланга, чтобы готы окончательно не превратились в овощи. Очередь к живительной струе была не меньше, чем столпотворение у сцены или за пивом. Кстати, про пиво. В районе 3 евро за стакан Warsteiner. А лучшее лакомство по-прежнему эльзасский шукрут со светлой горчичкой за 5 или 6 евро. В общем, если кто-то по-прежнему убивается насчет, сколько все это стоит, то 20-25 евро в день хватит по самое нехочу, если не чревоугодничать и не упиваться по-русски.

Как и на многих других фестах, на Amphi действует своя система оплаты выпивки и еды. Нет, продают все за реальные евро, но есть еще и пластмассовые фишки. Одну такую фишку дают к пластмассовому стакану или бутылке. 1 стакан + 1 фишка = 1 евро. Это залог. Дальше, чтобы не мусорили, эти стаканы принимают только вместе с фишкой. Иначе теряешь одно евро. Мы не с первого разу разобрались, что к чему, повыкидывав первые несколько стаканов и бутылок и пытаясь купить что-нибудь на эти фишки. Так что имейте в виду.

Наконец, про главное — музыку. Лично для автора Amphi начался с выступления ритм-нойз-проекта Xotox на малой сцене. На сцену выскочил упитанный немец и давай нажимать на кнопки, извергая скрежет, лязг и хрип, а рядом  — стройная, знойная девчушечка изображала Люка Скайоукера с лазерным мечом. Ну, ничего, хорошее начало.

Как-то безлико мелькнул Faderhead, зато порадовал молодой EBM-коллектив Grendel. Тут же на прилавках продавались их CD и винил по специальной цене — как не купить.

Из электронщины повеселили Santa hates you, где на сцене пели и плясали не только Петер Шпиллес со своей подругой, проклиная «расистов, сексистов и гомофобов», но и шаталась пара чувачков в офисных костюмах, изображавших зомби и вампиров.

Santa hates you - Они не любят сексистов, расистов и гомофобов. То есть нас.

Главным ожидаемым выступлением первого дня был Tanzwut. Шоу впечатлило, но не настолько, как в Екатеринбурге в 2009 году. Возможно, было много сыграно новых не очень знакомых песен. Да и состав с тех времен во многом изменился. Хотя на шоу не поскупились: на сцену выкатили виселицу с подвешенным скелетом и кого-то даже, кажется, все-таки повесили под гул волынок.

Tanzwut... 

Ожидал большего от Atari teenage riot, но, несмотря на свою ассоциацию с великими Slayer, ничего такого — куча антифашистких проповедей (на минутку мне показалось, уж не Новодворская ли с Боровым это стоят, только сильно похудели в тяжелой борьбе с мировым фошиcмом), длинные нойз-вставки, а по музыке — ни электронный панк, как они о себе заявляют, ни индастриал, какой-то рейв 90-х.

Atari Teenage Riot - фошисты, кругом фошисты, но мы сейчас прочитаем заклинание "эники-беники" и все фошисты испугаются и убегут, бла-бла-бла... и еще раз:бла-бла-бла... куда я попал? на концерт или на голубо-антифа-минтинг? 

Не смог отказать себе в том, что снова посетить шоу Agonoize — и нисколько не пожалел. В этот раз не только из вен обильно кровоточил клюквенный сок, а из ширинки под видом спермы разлетался молочный крем, но и слонялись призраки-монахи, которые в итоге унесли со сцены девушку с «перерезанным» горлом. А ведь могли бы тоже тупо стоять с ноутбуками и изображать из себя истуканов, как это нередко бывает с электронными группами.

Agonoize - да это ж оскорбление чувств верующих!

Они были в первых рядах на Agonoize

Аналогично  Oomph. Хоть я их видел ранее, а в октябре планировалось их шоу в нашем городе, все равно сходил посмотреть. Причем у нас выступление, конечно, было менее интересным. Все-таки для немцев Деро сотоварищи постарался больше, меняя наряды каждые несколько песен. В итоге он появился в костюме красной шапочки и свалился в теплые руки толпы.

Очень хотелось увидеть Энди Ла Плагуа в более лиричной роли, нежели в Combichrist. Поэтому пошел поглазеть на его синти-поп-проект Icon of coil. И оно того стоило, на несколько порядков интереснее, чем большинство синти-групп. Но под конец и тут не обошлось без актов агрессии, клавишник разбил вдребезги свой аппарат. И тут закрались сомнению, неужто не жалко или это муляж, а музыка шла с флешки?

Мощным выступлением оказался выход Suicide Commando. Не только за счет хорошо подобранного сетлиста из боевиков, типа Bind, Torture and Kill и Die Motherfucker Die, но и веселого хоррор-видеоряда. Запонился трек, когда на экране шли цифры статистики: каждый год в мире N-ое количество людей заканчивают жизнь самоубийством, далее – каждый день, каждый час, каждую минуту и под конец резюме: в течение этой песни кончили жизнь самоубийством 6 человек.

Suicide Commando - Поймай, пытай и убей

Много был наслышан про Die Form. Выступили с изюминкой. За решеткой изгибалась и вилась, имитируя движения змеи и паука, танцовщица, клавишник в противогазе извергал свои индустриально-нойзовые ритмы и семплы, а на фоне всего этого почти оперный вокал, чем-то даже напоминавший Dead can dance.

Die Form - красиво, интересно, со вкусом

Не планировал сходить на Umbro et Imago, но в итоге сделал это. И опять не пожалел нисколько. По музыке, конечно, добротный готик-метал, но вот шоу интереснее музыки. Узнал, кто такая Madeleine Le Roy. Причем с разных сторон — она оказывается не только ртом поет, но и умеет повиснуть с помощью ног на шее вокалиста, который тоже не только поет и на гитаре играет, но и умело языком ей ласкает промежность. Доводилось как-то в середине 90-х прочитать в отечественной метал-прессе, что Umbra et Imago — это такой аналог нашей «Коррозии металла». Видимо, из-за голых женских тел на сцене. Оказалось, что совсем неправда. У «Коррозии» это все в стиле камеди сделано, а Ле Рой женщина красивая, двигается утонченно и аристократично, а не то, что в шоу Паука, кто попало, лишь бы сиськами умела трясти. К тому же Мадлен поет, а не только своей гладко выбритой промежностью притягивает похотливые взгляды готомужиков.

Ну, какая же это "Коррозия"... Мадлен Ле Рой не поет для Паука.

Umbro et Imago - наверное, просто вкусно, вот так и старается...

Конечно, нельзя было пройти мимо концерта Alien sex fiend. В последнее время столько отзывов о них. Возрождение легенды детрока, чего только не пишут! С точки зрения декораций на сцене группа, конечно, интересна. И музыка их своеобразная, но для восприятия тяжелая — ни танцевальная, ни риффовая, какой-то психоделическо-депрессивно-оргазмический транс с электронным звуком 80-х. Концерт начался только после 23.00, когда уже голова мало, что соображала, а ноги превратились в вату. Отстояв честно полчаса выступления, я не выдержал и побрел к своей палатке. Возвращаясь, проходил мимо главного хедлайнера феста VNV Nation. Народу — уйма, но почему все они так прутся от этой музыки, так и остается неясным. Ведь святая электронная простота, два прихлопа, три притопа, а простота, как известно, хуже воровства.

Сцена Sex Alien Fiend - впечатляет

А вот слушать Sex Alien Fiend нелегко

Завершился фест Fields of the Nephilim. Музыка на любителя, навеивает мистическим вестерном, кое-что и цепануло. Но два дня жары и хождения туда-сюда от кемпинга до феста совершенно вымотало. К тому же нужно было срочно срываться и ехать дальше, чтобы успеть на метал-фестиваль в Словению.

А туда ли мы зашли? Может, это гей-фест?

Одним абзацем, конечно, Amphi нужно сравнить с Blackfield. Я все пытался понять, почему фестиваль называется Amphi, а формат амфитеатра как раз на Blackfield, что находится на отшибе тихого маленького экс-индустриального городка Гельзенкирхен. Только вместо Рейна рядом течет канал. Как оказалось, первый фест Amphi в 2005 году как раз и прошел в этом месте, а потом переехал в Кёльн. Конечно, Гельзенкирхен это не Кёльн, достопримечательностей практически никаких, но зато Blackfield рассчитан всего на 6,5 тысяч человек. А значит сцены, кемпинг и все прочее в одной кучке. Опять же тот самый амфитеатр, залез наверх, сел и любуйся на здоровье выступлением, не надо никуда ломиться к сцене. Так что если я и поеду снова на какой-нибудь из этих фестов, то, скорее всего, это будет Blackfield, потому что не рожден я для спортивной ходьбы. А по составу не хуже, лишь количество поменьше. Но за один фест все равно больше 10-15 групп толком и не послушаешь.

Дети на Amphi - в конце их всех убили, зажарили и отдали на съедение готам.

Metaldays

Выбор Metaldays в 2013 году был мотивирован тем же, почему и Blackfield лучше Amphi — как гласит наша поговорка: меньше народу — больше кислороду. Потолкавшись в прошлые годы на монстр-фестах, типа Wacken и Hellfest, захотелось не просто музыки, но и попутно отдохнуть. Metaldays — пятидневный фест, ни считая день заезда и выезда. В течение этих дней выступает в районе 100 групп, из них только треть стоящие. А, значит, жизнь на фесте течет размеренно и не спеша. К тому же, как справедливо позиционируют орги, Metaldays — это самый красивый метал-фест в мире. Признаю, это так. Красоты начались уже за несколько часов до прибытия в Толмин, где и проходит мероприятие: горы, леса, долины, поля бежали за окном нашего поезда...

За окном поезда, на пути к Толмину

Прибыть на фест у нас получилось только к вечеру первого дня, когда концерты уже во всю гремели. Чтобы успеть с дороги хоть чем-нибудь перекусить, мы ринулись послушать старых американских трешеров Overkill. На сцене зажигал подсохший и слегка пожухший Бобби Блитц: «Hi, Elimination!». Этого хватило, чтобы зарядиться на несколько часов после десятичасовой утомительной поездки из Дойчланда.

Но на дворе давно стояла ночь, а потому надо было обосноваться и пойти изучать территорию. Площадь для кемпинга представляет собой огромные просторы, так что вопроса, где бы тут приземлиться не возникает. Единственное предупреждение, не стоит ставить палатку поближе к кустам. Туда ходят опорожняться 15 тысяч металхедов. В остальном места хватает всем — даже десяткам рядов припаркованных автомобилей. Чувствуется широта и размах, прямо, как в России. Не зря раньше Metaldays назывался Metalcamp, что значит Метал-лагерь. Другое дело какой-нибудь Wacken — если припоздал на денек, то надо ходить часами, чтобы найти местечко для пары палаток. Или поставишь на таком отшибе, что пока дойдешь до самого феста, минут 20 пройдет.

Расстояние от границы кемпинга до собственно феста метров 100-150. Но многие разбили свои лагеря даже не в кемпинге, а в кустах, что разрослись по краям дороги из гравия, соединяющей палаточный городок и фестиваль.

Фестиваль находится в долине, как бы на дне тарелки. По остаткам своей архитектуры напоминает старый советский санаторий. В Словении вообще многое что напоминает Советский Союз — пивнушка на станции была похоже на нашу времен совка, а стены увешаны портретами Тито, и лишь дизайн этикеток пива да "плазма"  напоминали, что на дворе XXI век.

Пивнушка на одной из железнодорожных станций, с нами истинные нордические девушки-норвежки.

Metaldays включает в себя большую и малую сцену — обе на свежем воздухе. Никаких крытых сцен. Идти от одной к другой — 5-7 минут. Рядом с большой расположен холм. Он служит трибуной, как на стадионе. Залез на него, зажевал свой гамбургер, отпил пива — и смотри. До сцены — метров 7-8. Даже если захотел пробраться к сцене, то никаких проблем. На площадке во время концертов нет той плотности, с которой можно столкнуться на крупных фестах. Единственное, когда народу было выше крыше, это на In flames. Даже во время концертов Mayhem, King Diamond и Hypocrisy все было спокойнее.

Обзор феста с той самой "трибуны"-холма

Вторая сцена малая лишь в сравнении с первой. По своим размерам она будет даже побольше, чем в «Теле-клубе». Непосредственно за ней в метрах 10 начинается холодная горная река, рядом с ней вечером проходит развлекательная программа, самой горячей частью которой является стриптиз. И металхеды голодными глазами «пожирают» уже немолодые тела стриптизерш.

Они смотрят на нее, как на кусок мяса, а ей бы силикончику немножко

Metaldays — первый фестиваль, который предложил расплачиваться за еду и напитки не фишками (как, например, на Hellfest или Graspop), а карточкой, напоминавшей банковскую. Система такая, в принципе, выгодная. На карточку кладешь деньги и расплачиваешься только по ней. При покупке напитков также списывается 1 евро в качестве залога. При возврате пустой тары, этот евро возвращается на карточку. Можно и просто расплатиться пустой тарой. Причем не обязательно той, из которой пил сам. Так что захотел подзаработать на пиво — сходи пособирай стаканы и бутылки. Но главное, они должны быть из-под тех напитков, которые продаются на фестивале. Также организаторы при входе берут с посетителя N-ую сумму, вроде евро 20, и выдают тебе взамен мешок. При выезде с фестиваля этот мешок можно сдать и получить обратно свои 20 евро. Только он должен быть наполнен мусором. Вот такая организация, чтобы не превращали в помойку красивую словенскую природу.

Карточка и гид

Из еды Metaldays предлагает почти все то же, что и другие фесты, всякие гамбургеры, шаурму, пиццу и что-то мексиканское, в общем, всю ту углеводную сухомятку, которая надоедает уже на третий день и от чего бывают запоры и лишний вес. Но есть вещи и поинтереснее, например, гуляш. Хоть убей, не могу вспомнить, какое пиво там наливают. Вроде местное Lasko. Но помню, что еще в банках продавали пиво по 1 евро — тоже какое-то местное, ну до чего водянистое. Хотя для бюджетной поездки в самый раз. Кроме пива, можно обнаружить местные ликеры и вино.

Пиво - для быдла, а вино - для аристократов духа

Поскольку стоящие выступления начинаются в 16-17 часов, то можно несколько раз за день сходить в бары, кафе и супермаркеты, которые находятся рядом с кемпингом и цены там пониже. Рекомендую в обед попробовать блюдо mešano meso. Не узнаете по написанию, что это может быть? Смешанное мясо – кусочки различного мяса на гриле с овощами. Стоит в районе 3,5 евро. Зато сытно. Хватает до вечера.

Кстати, насчет их языка. Он действительно из славянской группы. Но то, что говорят словенцы, совершенно нам, русским, не понять. За исключением некоторых фраз, типа Dobro jutro или Hvala, что значит «спасибо». Хотя и корни слов похожи, но ударения ставят куда попало. А вот по написанию можно узреть общие корни наших языков. Например, повсюду можно было встретить контейнеры со словом otpadki, что значит мусор или, например, ni vpisa — не входить.

Их язык

Главной природной достопримечательностью, помимо завораживающих гор, является река Толминка лазурного цвета и холодная, как лед. Немногие могут в ней покупаться, зато для снятия усталости в жару и духоту — в самый раз. Несколько заходов — и снова бодрый.

Толминка

Толминка - спасает от жары и сковывает тело от холода

Кстати, насчет жары. В последний день градусник показывал… + 38. Хорошо, что фестиваль уже заканчивался, потому что в таком состоянии ни о какой музыке уже и мыслей не было. Хотелось только одного: быстрее выбраться по горным дорожкам со дня «тарелки», доползти до автобусной остановки и рухнуть в кресло. Потому что большая часть членов нашей экспедиции получила солнечные удары. Так что если не хочется повторить нашу участь – обязательно головные уборы и средства против загара. А также почаще бывать в тени и на речке. Это вам не дождливая Франция. Иначе, там же и пропадете, и найдут ваш сгнивший труп к следующему фесту. И не надейтесь на захоронение. Металхеды растащят останки в качестве памятных сувениров. 

Про удобства. Они, конечно, имеются, причем сразу в двух форматах. Есть душ с подогреваемой водой за 2,5 евро. А есть с холодной – прямо на улице. Сначала, мы, как особенные, пошли в платный. А потом поняли, что это не оправдано. На улице был только холодный душ, но какая разница, когда на улице выше 30 градусов. А самое главное – моются все подряд: и парни и девушки. Кто-то стесняется, а кто-то голышом стоит. Вот ты стоишь, намыливаешь себя, а рядом металхедша свои сиськи трет. Про парней уж не говорю – те вообще без комплексов. И все это шоу бесплатно! В общем, вот такая метал-коммуна. Но если все же брезгливость превыше всего, то добро пожаловать в крытый платный душ с отдельными кабинками.

В сравнении с крупными фестами, типа Wacken и Hellfest, на Metaldeys не такой уж большой выбор винилов и дисков. Разных маек и нашивок хватает, а вот с музыкальными носителями не очень. Так что не стоит рассчитывать, что там можно купить какие-то редкости. И если диски еще можно найти, то винилов совсем кот наплакал и уж тем более не найти каких-нибудь раритетов. Даже на Amphi выбор пластинок был больше.

Завершаем наш отчет обзором выступлений. Честно говоря, уже не вспомнить,  в какой последовательности что шло. В общем-то хронология и не так уж и важна, важнее впечатления.

Как мы уже сказали, Metaldays начался для нас с Overkill, в этот же день мы еще успели застать великих и ужасных (а по правде говоря унылых) In flames. Как нам показалось, это выступление было даже получше, чем в «Телеке». Хотя популярность и молодежность этой группы все равно испортили отношение к ней. Поэтому наблюдали мы за «Пламенными» из далека – с того самого холма-трибуны, пожевывая какие-то гамбургеры. В завершении нас ждал тот самый стриптиз, файершоу и что-то еще.

Самым печальным событием феста стала отмена выступления My dying bride. А в остальном – ожидания себя оправдали.

Среди тех, кого довелось увидеть впервые, доказали свою высокую профпригодность Hypocrisy, Meshuggah, Unleashed, Candlemass, Metal Church, Graveworm, Aurа Noir и Pentagram.

Казалось бы, лидеры шведского дета под предводительством Питера Таргтрена могли бы превратиться в унылое нью-метал шоу в бейсболках и клетчатых рубашках, типа «Ин флеймс». Но нет, они рубили, будто на дворе стоят легендарные 90-е, когда детовина была последним словом в метале.

Hypocrisy - Roswell 47. Наконец, удалось увидеть живьем.

«Мешуга», конечно, далеко не концертная группа, ее музыка подходит для одинокого прослушивания по ночам, но присутствие на первом ее концерте было как открытие.

Аналогично можно сказать про Ihsahn. Его шоу уже было запечатлено глазами автора на Hellfest, а потому идти во второй раз как-то не хотелось. Музыка сложная, интеллектуальная и для слэма у сцены не очень подходит. Хотя сходить, взглянуть на маэстро можно было, есть ли еще порох в пороховницах — но в тот раз была не судьба. Ну, ничего, надеемся, увидим его в составе Emperor в 2014 году.

Еще одни шведы, Unleashed, срали три кучи на модные инфлеймс-тенденции и играли то, что должны были сыграть: War machine, Victims of war, Before the creation of time… Единственное огорчение, это был уже последний день феста, когда подлое солнце облучило автора по самые яйца, отчего прослушивание «анлишедов» несколько раз сопровождалось вомитами в ближайших кустах. Благо, что уже было вечер, прохлада, а металхеды подтащили к сцене столы и скамейки из ближайшей пивной, так что на них можно было сидеть полулежа.

Unleashed - настоящий death-metal звучит так (а не как In flames и Children of Bodom)

Candlemass’a хватило на 4-5 песен. Это было самое последнее выступление на фесте. Тошнота, головокружение и неспособность стоять и даже сидеть поломали меня окончательно. Будь я в нормально состоянии - дослушал бы до конца. Впрочем, все равно без Марколина, хотя все тот же аутентичный дум.

Кстати, Pentagram  в некотором смысле тоже doom, а на вокале голимый Кащей Бессмертный. Не повезло им в свое время с менеджерами, может быть, сегодня были бы там же, где и Black Sabbath. Несмотря на упущенные возможности, старик прыгает и скачет, яко юнец, так что даже посмотреть было забавно.

Metal Church – железные старики, чей альбом был записан автором в ближайшей студии звукозаписи еще в далеком 1988 году. Как не посмотреть вживую.

Graveworm выступили без клавишника, и звук был слегка хлюпающий, но благодаря их утонченным запоминающимся мелодиям, выступление оставило положительный след. Только вот не повезло им. Они вышли на сцену в районе четырех часов дня, когда палило солнце и большинство металхедов сидело по барам в тени или у реки. Вообще самое лучшее время для выступлений на Metaldays — после 6 вечера.

Graveworm - народу по меркам феста пришло немного, причина - парилка на улице.

Ожидал большего от Annihilator. Но каких-то бурных эмоций так и не возникло. Может, не фанат я такой музыки или усталость сказалась? Хотя их альбом 2010 года показался интересным.

Свою ярость и силу снова явили Solstafir, Brutal Truth, Shining, Lock Up, Аркона, Anaal Nathrakh, Samael, Taake, Tsjuder, Mayhem и King Diamond. Снова — в том смысле, что ранее уже приходилось видеть эти банды вживую.

Sólstafir - антихристианские языческие ублюдки из Исландии. Вид с холма-трибуны.

Samael нисколько не потеряли своего обаяния с момента выступления в Екатеринбурге в 2010 году. И, может быть, выступили даже лучше, раскачивая Metaldays, как корабль на волнах, под свои маршевые телеги.

Samael - тут писать особо нечего, это надо видеть и слушать.

Shining вообще стали на какое-то время любимой группой, а Кварфорт, наверное, один и самых душевных вокалистов, несмотря на свой скверный характер. В промежутках между пением он то и дело накатывал «ягера» и угощал им их своих музыкантов. Забавно было смотреть, как он аккуратно держал голову барабанщику и заливал в нее ликёр, пока тот стучал. Да, и музыканты у него высшего качества, затягивающие слезливые блюзовые соляги, а не просто жужжалки. Под конец он, как обычно водится, прилег на пол и продолжил свои страдальческие завывания в таком положении. Ну, и немножко порезал себя. Хотя не как в прежнее время, все-таки старым ранам надо дать зажить. Да и резать-то уже негде – живого места не осталось.

Shining - самая душевная группа феста.

Кварфорт (Shinig), автор и Хост (Taake) на заднем плане. На предложение сфоткаться вместе Кварфорт ответил так, глубоко вздохнув: O, Fuck... Ok. Hail Sathanas!

Brutal Truth выпало счастье выступать как раз после дождя, когда солнце только выходило из-за туч. В итоге на прохладу сползлись из своих палаток нетрезвые тела и устроили купание в жидкой грязи перед сценой.  

На Brutal Truth

Lock up – лысина Шейна Эмберю, рыжая борода Томаса Линдберга, и горы жира, поглощающих барабанную установку, на которых блестела лысина Николаса Баркера. И грайндкор, грайндкор и еще раз грайндкор.

Но Anaal Nathrakh все равно лучше. Это ядерная смесь Impaled Nazarene, Napalm Death и а-ля норвежских распевов под бластбиты от чувачков с имиджем деткорщиков давно залипла в подкорку и ничем ее оттуда не вытравишь. Вот и в этот раз, будучи зомбированными, мы пришли, чтобы принять участие в их ритуальных плясках под богохульные песни.

Так вот ты какой, Анал Натрах!

За «Аркону» мы испытали гордость, немножко позиговали, что бы кто ни говорил здесь, что, мол, попса, долбославие, а только им там нравится, собралось народу послушать, почти как на King Diamond. Кстати, о нем.

Вот так они там любят нашу "Аркону"

С «Алмазным королем» в этот раз вышла беда. В прошлый раз пришлось слушать под нескончаемым дождем в два часа ночи, хотелось спать, а вокруг слякоть, и ноги, как меха от баяна. А в этот раз все наоборот — подлое безжалостное солнце. Вроде бы все хорошо – ветерок, холмик, ночное небо, звезды, лежи, наслаждайся, но рвотные позывы заставили несколько треков послушать в кабинке биотуалета. А что, интересный такой звук получился. Как на кассетном магнитофоне «Весна». Да и нужно было как-то разнообразить прослушивание, что тупо сидеть и слушать. Про шоу не буду писать – все фэны и так в курсе. Ким Петерсен не только мастер нот и голоса, но и делает нехилые театральные постановки на сцене.  

King Diamond - тут только два варианта: либо принимаешь, либо иди лесом

Mayhem, в отличие от выступления на Wacken в 2011 году, вызвал какие-то напряжные ощущения. Похоже, в сетлисте преобладали треки из их последнего авангардно-прогрессивного творчества. Получалась какая-то каша. Но, тем не менее, демонический Аттила не просто что-то бубнил, а еще и двигался, как обкуренный агхори во время своих танцев. Причем и черепок у него был – он пел, засунув в него микрофон. Оставалось налить что-нибудь в него и ритуально выпить.

Mayhem - ай, Аттила, ай, Некробачер - красавцы. Да прибудет с нами Люцифер.

Taake — рубили тру норвегиан блек метал, причем на одной песне к ним присоединился Атилла. Такого вряд ли где увидишь. Хост, ясное дело, облачился во флаг Норвегии и заставил проплакаться пламенных норвегофилов. 

Честно говоря, не вижу большой разницы между Taake и Tsjuder. Понравились и те, и другие, хотя слушать подряд такое молотилово сложно. А шли они почти подряд, а тут еще и Aura Noir из тех же норвежских краев. Что примечательно, прямо во время выступления последних по всему фесту отключилось электричество на минут 15-20. Так это воспринималось, как благо. Хоть какая-то передышка.

Открытием стали Alestorm, Powerwolf, Turisas и Mustasch. Никогда не увлекался данными коллективами, но на сцене они оказались на высоте. А что касается первых, шотландских алкоголиков, эксплуатирующих тему пиратов, то еще неизвестно, кто кого развлекал, они зрителей или наоборот. Такой активности перед сценой редко увидишь. Галера в несколько метров стала выражением подлинной солидарности метал-братства.

Та самая "галера" почти во все поле, завидуйте, чёлкакорщики.

Поглазел немножко на брутальщину Dying fetus и Exhumed. Первые сейчас всплывают лишь обрывками из виски-ягерного дурмана, а у других запомнился безумный мясник с бензопилой, вот бы кого-нибудь бы распилил.

Как-то совсем не в тему оказались Subway to sally, хотя от нечего делать я их немного посмотрел. Но лучше бы им на Amphi выступать. Да и жалко было на них смотреть – на улице за 35, а они в коже на скрипках и волынках стараются играют.

Metaldays - место не только музыки, выпивки и единения с природой, но и место любви в лучших хиппи-традициях... Вот прекрасная пара.

Итак, тур подполз к концу. Как уже было сказано, завершался он тотальным вомитом, мышечными и желудочными болями, головной болью, горящим телом, бессоницей, жадными глотками воды и горстями активированного угля. Когда пришло время сматывать удочки, то нещадно палило озверевшее словенское солнце, разогрев днище долины почти под 40 градусов. Честно говоря, трудно вспомнить, как нам вообще удалось свернуть палатки и выкарабкаться из этой горного блюдца с чемоданами по 25 килограмм. Но мы это сделали. Видать, не зря зовемся металхедами.

Впереди нас ждал еще один день в Любляне и пара дней в белокаменной Вене. Но все, что там напомнило о музыке, это только Венский фестиваль музыкальных фильмов, который как раз в эти дни проходил перед зданием мэрии. По аналогии наши умельцы каждый год в июне нечто подобное, только меньших масштабов, организуют в Екатеринбурге перед зданием бывшего УГТУ-УПИ. Опера «Элексир любви» стала финальным аккордом поездки. Дальше аэропорт и здравствуй родина-Урал.

Вена. У парламента Австрии

Следите за отчетами.

Планы на 2014 год:

Carpathian Alliance Metal Festival Open Air

Alt-Fest

Bloodstock Festival

Любительский фотоотчет

ПОНРАВИЛСЯ ТЕКСТ? ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ.