*ТУР-2014: ЕКАТЕРИНБУРГ — BLOODSTOCK*

Это пятая поездка на метал-фестивали. Вернувшись с украинского фестиваля  Carpathian Alliance и завершив все свои дела, мы нацелились в страну, как говорят, Туманного Альбиона на фестиваль Bloodstock.

Как все устроено

Из крупных и известных городов, ближе всего к Bloodstock, Бирмингем, родина Black Sabbath и хеви-метал вообще. Но есть еще городок Личфилд. От него примерно час езды до феста. Каждый час от жд-станции ходят специальные автобусы, они вас довезут прямо до места назначения. Так что беспокоиться не стоит. Но стоят они по 12 фунтов на человека. Англия – дорогая страна.

Как и Graspop и Metaldays, Bloodstock весьма компактный фестиваль, рассчитанный по моим прикидкам на 15-20 тысяч человек. Дойти от палатки до ближайшей сцены у нас составляло минут 5-7. Кто был на крупных фестивалях, таких, как Wacken или Hellfest, знают все прелести хождения от палатки до концертной зоны: по 20-25 минут, а то и больше.

Хотя и было заявлено 4 сцены, но по факту их только две. Пара других вряд ли будет интересна нашему брату, приехавшему из России в такую даль. Одна из них, New blood, посвящена молодым музыкантам. Еще одна, совсем маленькая, называется Jägermeister. Там выступают всякие странные группы, типа маленький оркестр, играющий кавера на известные метал-хиты. В общем, туда можно зайти на пять минут ради интереса и пойти дальше.

Поэтому стоящих сцены только две: главная и большая — Ronie James Dio и крытая поменьше — Sophie Lancaster. Кто такой Дио и почему ему посвящена целая сцена, думаю, все знают. А вот кто такой Софи Ланкастер, я сам не знал до последнего времени, хоть и гуглил. Но буквально в часы написания отчета мне попалась на глаза статья о девочке-готке по имени Софи Ланкастер. В 2007 году ей и ее парню не посчастливилось гулять вечером по парку одного из английских провинциальных городов. Группа гопоты напала на готов, после чего оба потеряли сознание. Спустя две недели девушка, не выходя из комы, скончалась в больнице.  Так появилась сцена, посвященная ей.

Что по мерчу, то как и водится на таких фестивалях, его немного. Но несколько магазинов с дисками и винилом можно найти. Но никаких раритетов и первопрессов, как на Wacken или Hellfest. В основном, только переиздания и новинки. И, конечно, навалом маек, курток, всяких цепей и патронташей. Правда, ни одной подходящей нашивки я так и не нашел.

Вообще фестиваль довольно быстро можно исследовать и понять, что и где. Например, большой прилавок с пивом только в одном месте — в самом конце фестиваля. Что до еды, то, честно говоря, в этот раз я так почти ничего и не попробовал на фестивале, только один гамбургер. Это касается и пива. Мы с товарищами осуществили основательную закупку в Личфилде. Кстати, в округе феста больше нет никаких населенных пунктов. Так что если вы так же озабочены экономией средств, тогда советуем найти супермаркет Tesco и набрать всего-всего на три дня. Пиво, конечно, не будет ледяным, а бифштекс горячим, но зато будет потом на что гулять в Лондоне и других городах.

Если вы любитель собирать автографы музыкантов на диски, постеры и фотографии, то на фестивале есть signing point. Из-за этой надписи поначалу я так и не понял, где находится место для автографов, потому что на всех других фестивалях оно называется greet and meet. А тут signing point. Правда, никаких фото с музыкантами, все очень технично и оперативно. Подписал, руку пожал, просим на выход.

Среди удобств — расписание выступлений, созданное в виде бейджей. На каждый день — свой бейдж. Повесил его себе на шею и носишь. А также глянцевая брошюра на память.  Но стоит все это удовольствие 5 фунтов, причем, что на момент поездки фунт стоил где-то в районе 60 рублей. Вообще англичане, помимо того, что у них самая дорогая валюта в мире, еще и большие крохоборы. На других фестах подобные брошюры бесплатны. В то же время понравилось, что не было никакой фестивальной валюты, иногда эти обмены напрягают.

Из необычных вещей можно отметить рыцарские бои, что выглядит слегка нелепо, но забавно. Поскольку современный человек с трудом таскает на себе латы, потому бой длится где-то 1-3 минуту. Дальше «воины» падают и без помощи посторонних под грузом железа встать не могут. А еще качели-карусели, на одной из которых автор имел смелость прокатиться, получив хорошую порцию адреналина.

День первый

Первый день нас встретил солнцем, хорошей погодой и какой-то местной группой «зеленых сопляков» — Bloodshed down.  Но надо сказать, что рубил они хорошо. Хоть их музыка и не особо вставляла. Правда, и мы ждали не их, а странную группу под названием Entombed A.D.  На вокале Ларс-Йёран Петров, песенки из старого репертуара  Entombed. Но музыканты другие, а потому приставка A.D. В общем, если не обращать внимания на некоторые нюансы, то это все тот же старый добрый Entombed.

Вторым актом стал Primordial, фолк-блэк из Ирландии. Еще на Metaldays мне так и не удалось их посмотреть из-за веселых австрийцев, которые поселились рядом с нашей палаткой. Поэтому пропустить в этот раз было нельзя. И не зря. Хоть он немного и занудный, но риффы и мелодии  что надо. И вообще корпспейнт, атмосфера... и хит Empire falls.

Следующее выступление вызывало у меня массу сомнений. Flotsam and Jetsam. Постояв минут 10, я понял, что этот размеренный американский треш все же не мое. Немецкие и в целом европейские трешевики из 80-х мне больше по душе. Таким же не моим оказался и Prong, хотя те же 10 минут своей жизни я им посвятил. При том, что мне нравится индустриальный метал, но когда он рука об руку идет с альтернативщиной, мой рот непроизвольно начинает зевать, а веки тяжелеют, как при гипнозе. Слушать очередного Роба Зомби не особо хочется.

Под дым и скрежет на сцене появился ветеран блэк-дум-треш-сцены, седовласый «доктор зло» Том Гэбриэль Фишер. В вязаной шапочке и с тушью вокруг глаз. Его проект Triptycon выдал тягучие катакомбные звуки, погрузив зрителей в сумрачный лабиринт души основателя Celtic Frost. Кому как, но мне нравится, хотя кто-то и сравнивает эту музыку с запором. Зато у него в группе есть молодая, но злобная басистка, у которой стеклянные глаза, а на лице ни одной эмоции, но оно слегка содрогается при ударах медиатором об струны. Кроме репертуара двух последних альбомов, они сбацали Messiah. Сам Фишер играет и поет Messiah. Только восторг и аплодисменты!

 

Попытка послушать Hatebreed не принесла никакого особого удовольствия. Я думал, будет злее и брутальнее. Поторчав минут 10,  я решил переместиться на Sophie Lancaster, чтобы урвать несколько песен шведской детовины Diabolical. Такая музыка, безусловно, приятнее, чем модные хардкоры в шортах. Хотя Hatebreed, чтобы понравится металлистам даже сыграл кавер на Ghost of war «Слейера».

Долгим и мучительным стало ожидание Dimmu Borgir. Не благоволила ему в этот раз судьба: настраивались минут 40, потом отыграв один трек, снова принялись настраиваться. Из-за таких накладок даже пришлось сократить сетлист на один трек. Расстроенный клавишник подбадривал толпу: Fucking bullshit! Хотя, кажется, это было адресовано звукоинженерам и техникам, а не зрителям. Но все-таки шоу состоялось. И это было действительно шоу, одно из немногих. С обилием фейерверков, взрывов, огней и прочего. И все же нужного звука не было достигнуто, и в целом оно показалось мне каким-то вымученным. Хотя услышать знакомые мелодии было приятно. Правда, публика распевала мелодию одноименного трека Dimmu Borgir, но норвежцы ее так и не сыграли. Зато окунули в дремучие 90-е, сыграв Morning Palace.  

Закончился вечер Rotting Christ, но уже на сцене Sophie Lancaster. Хоть я его и видел уже, но все равно пошел, предпочтя Down Фила Ансельмо. От последнего я успел зацепить самое начало: какие-то риффы, напоминающие попытку завести машину при разряженном аккумуляторе.  Зато «Роттинги» отрубили свой ритуальный дарк-блэк-метал. Впервые на концерте я понял, что это музыка основана на ритуалах, на повторении каких-то заклинаний. Вдобавок откуда-то появились люди, говорящие на русском языке. — Вы из России? — Нет, из Латвии. А вообще здесь живем. Похоже, что они нас были больше рады слышать и видеть, чем мы их.

День второй

Второй день начался для меня с головокружительной в прямом смысле слова поездке на одной из каруселей. Единственная мысль, которая пульсировала у меня в голове в момент всех этих зигзагов на уровне третьего-четвертого этажа, это: «что же мне на земле-то спокойно не стоялось». После такой физической встряски последовала встряска душевная. От мастеров насилия над психикой – норвежским Shining. Музыка опять же на любителя, джаз-авангард-метал с вкраплениями black metal. Но мне нравится. И опять же слушать вживую и наблюдать за музыкантами интересно. Парни молодые, не зазвездившиеся и главное — вкладывающие все свои внутренности в инструменты. Особенно фронтмэн, который успевал вокалить, играть и на гитаре, и на саксофне и еще прыгать и скакать по сцене.

 Заметил, что у англичан повсюду на майках и нашивках некая группа Old corpse road. У нас она практически неизвестна. Решил, что восходящая звезда английской метал-сцены. Захожу на Sophie Lancaster, а там визжит нечто вроде Дени Филта. Хотя прислушался, музыка авангарднее, много акустических вставок. Почему-то напомнила мне другой английский авангардный блек-метал-коллектив The Meads of Asphodel. Впрочем, последний, тоже не очень известен в России.

Поскольку фест не был особо напряженным в плане передвижения по нему, то не пропустили мы и польскую молотило-машину Decapitated. Хотя к чистому бруталу, тем более польскому, я давно охладел, но посмотреть в реале было не скучно. Запомнил, как крутились вентилятором дрэды вокалера.

Дальше последовали израильтяне Orphaned land с их проповедью любви и мира. Если бы не их время от времени тяжелые риффы и лязг тарелок, я бы подумал, что нахожусь не на Bloodstock, а на Woodstock. Те же клёши, туники, хайра, как у Иисуса и выражение глаз, как у ягненка на заклание. Но их музыку я, тем не менее, слушал еще в 90-х, да и последний альбом вызвал одни приятные эмоции.

А тем временем в Англии на несколько часов наступило настоящее лето, вдруг запалило солнце, что даже в майке стало не просто жарко, а липко ходить. Поэтому пришлось на время остаться в одних шортах.

Вдруг на главной сцене замелькали бороды. Кто это? ZZ Top? Вроде не числятся в списке. Это вышел Crowbar с их томными лицами неудачников-злобарей. Эту группу я не особо котирую, вернее, плохо знаю их материал. Но читал, что многим нравится. Решил послушать и их. А попутно попытался безрезультатно подписать пластинку  Triptycon. Первое мне понравилось больше, чем второе. Дурацкие очереди и ограниченное время для автографов меня окончательно убедили в том, что больше стоять за подписями не нужно. А вот хит Crowbar «Lаsting dose», несмотря на плохое знание их материала, я все же узнал.

Не побрезговал снова полицезреть Lacuna Coil и Children of Bodom, хотя оба недавно были у нас в Екатеринбурге. И эмоции еще не успели остынуть. Фестивальные варианты выступлений мне понравились больше, чем клубные. И драйва больше, и настроение другое. А в целом эта музыка никогда не была среди моих фаворитов, если только первый альбом итальянцев и первые две работы финнов. Поэтому останавливаться подробно на них нет смысла. Провел неплохо время, посидев на травке под солнышком и ладушки.

А вот дальше было подряд два крутых акта: Carcass и Emperor. Можно было пробраться к первому ряду перед начало «Каркасов» и уйти только после окончания «Эмпероров». Первых я уже видел осенью в нашем Теле-клубе. Кто бы что ни говорил, эта музыка засасывает и не отпускает. Это вам не какой-нибудь модный Arch enemy или тот же Children of Bodom со своими соло в стиле улю-лю-лю…. Это ливерпульская четверка, играющая тошнотворные симфонии с конца 80-х кроет всю новомодную хрень. И потом, без Carcass не было бы никаких «архенемей» и всяких там мелодик детов. Джефф Уолкер большой шутник и болтун: в самом начале успешно спутал Bloodstock c Download, но потом понял, что ляпнул что-то не то и вызвал бурю смеха. Уже на второй-третьей песне начался такой угар, мошинг и карудсёрфинг около сцены, что пришлось отползти от нее на метров 5-7, потому что стоять там было просто невозможно. Тут же кто-то упал на землю. Концерт остановили, вызвали скорую… Такой заботы о пострадавших на концертах еще не видел. Травмированного унесли и дальше продолжилось то же самое. Не успел вовремя оглянуться, получил по голове ботинком. Но это не самый худший вариант. Одной телке пришлось занюхать чьи-то яйца. Как оказалось, их обладатель был женской ночнушке. Последнюю успешно успели натянуть ему на голову, так что дальше по рукам «плыло» голое тело. И вот девчушка, ничего не ожидая, повернулась, а тут мужские прелести прямо по носу. Представил, какая бы реакция была в России: возмущение, истерика, плачь… Англичанка же только символично смахнула ладонью запах, рассмеялась и дальше стала рубиться. Но самым опасным трюком стало перекатывание какого-то жирдяя на килограммов так 150, а то и больше. Не завидую я тем секюрити, которые стоят в фотопите и ловят подобные тушки.

И наконец, они, легенда норвежской блек-метал-сцены — Emperor. В 2014 году они специально собрались, чтобы дать всего семь концертов, сыграв культовый In the Nightside Eclipse. А также пару песен с первых EP-шек и кавер на Bathory A Fine Day to Die. То, что это было изумительно, ничего не сказать.  Скорее всего, для меня это был первый и последний раз Emperor живьем. Каждая песня была в свое время заслушана до лысой резины. Можно только добавить, что к этому времени поднялся ветер и закрапал осенний дождь, что полностью соответствовало сумеречной музыке Emperor. Днем под палящим солнцем ощущения были бы явно не те. И, как на зло, именно на этом концерте разрядились батареи в фотоаппарате, поэтому не осталось ни одного снимка легендарного концерта Emperor.

фото взято со страницы Bloodstock (facebook)

День третий

Этот день устроил нам те самые туманы, а также бесплатный душ утром и вечером. Наконец, мы узрели тот самый английский дождь и пасмурную погоду. А кто-то даже, воспользовавшись обилием воды, устроил серфинги на надувных игрушках перед сценой. Такого я еще не видел. Опять же, изрядно намотавшись за первые пару суток, в последний день я решил железно посетить только 4 концерта: Aborted, Obituary, Amon Amarth и Satan.

Намеревался еще захватить Saxon. Но потом раздумал, посвятил это время виниловому шопингу. Да и пару маек надо было прикупить. В общем, я слушал их только эхом. Думаю, ничего не потерял. Не Venom все-таки. Совсем не планировал слушать Revamp. Но приятель, любитель готик-метал, вынудил. Говорят, это новая вокалистка Nightwish. Сколько лет прошло с того времени, когда я ценил Nightwish. Лет 10. Каким на сегодня я стал черствым существом. Ни Revamp, ни Nightwish меня уже совершенно не трогают. Я лишь отметил, что у вокалистки было хорошее красное платье, которое эротично обтягивало ее зад.  А еще большой рот, обильно обведенный красной помадой. Если бы ни это, я бы вообще ушел спать. Кто-то спросит: а как же Megadeth, ведь это группа из Big four. Ну не люблю я их! Хотя, признаюсь, минут 30 послушал. Ради эксперимента.

Зато четверка выбранных на этот день не разочаровала. Aborted своими картинками и лозунгами Raise the dead! Kill the living! не только заставили потрясти шеей, но вспомнить, что уже совсем скоро, в октябре, продолжение сериала «Ходячие мертвецы».

Ну, Obituary – 10 килограмм тротила в задницы модных металкорщиков. Вижу их в третий раз и нисколько не надоедают. Для меня эта группа из той же обоймы, что Entombed и Сarcass. К тому же в этот мрачный день поднялся ветер, развивавший метровые волосы Джона Тарди по всей сцене. Ему бы женские шампуни рекламировать. А он протяжно рычит Slowly we rot…

Когда тучи стали заволакивать небо и крапать дождь, в клубах дыма появились они — Amon Amarth. Лидеры шведского викинг-метал. Почему-то на концертах Amon Amarth всегда много молодежи, хотя и музыка далека от металкора и скорее тяготеет к олдскульному дет-метлу. Но мне они всегда напоминали Unleashed, только мелодичнее и размереннее. Фишкой этого выступления стало шоу: полотно с изображением битвы, драконы из папье-маше, но с дымом из пастей, рунический камень и, конечно, молот Тора, который в руках Йохана Хегга отбивал громы и молнии. Да и публика хорошо подготовилась на концерт, проявив фантазию. Запомнился Драккар из пивных жестяных банок и скотча, в которым плыли сквозь толпу викинги в пластмассовых шлемах.

Тем временем наступила ночь, задули ветры… и на сцене появился звезда американского «треш»-метала Дэйв Мустейн. Или Мастейн? Я даже поснимал, но после нескольких песен переместился к Sophie Lancaster, где уже собрались люди, чтобы услышать «Сатану», группу, которая в 1987 году разродилась отличным спид-пауер альбомом Suspended Sentence, а потом замолкла до 2013 года. Как ни странно, свежий альбом не стал хуже дебютника. Их выступление подвело черту под программой Bloodstock. Но венцом фестиваля стало знакомства с украинцами, которые давным-давно живут в Лондоне, но, тем не менее, хорошо знают русский язык и внимательно следят за международной обстановкой. А значит ночь продолжилась разговорами на политические темы. 

После фестиваля

После Bloodstock нас по плану должен был ждать другой английский фестиваль Alt-Fest с широким жанровым охватом: от industrial, synth-pop, dark electro, EBM до панка, треша и блека. Планировалось, что выступят Marilyn Manson, The Сult, Arch Enemy, Satyricon, Dead kennedys, Cradle of filth, Finntroll, Onslaught, Alien vampires, Nachtmahr, Leather streap… Но все эти радужные планы лопнули. Буквально за пару дней до отлета из России на электронную почту пришло письмом, в котором организаторы «с тяжелым сердцем» сообщали, что фестиваль отменяется из-за недостаточно проданных билетов. Правильно, вместо того, чтобы сделать чисто музыкальный фестиваль, организаторы решили поднять вручную «Камаз»: зачем-то напихали в придачу к музыке парк аттракционов, цирки ужасов, театры, разного рода стим-панк-представления, стриптизы и прочее-прочее. Вот и повыпадавали кишки из задних проходов. Это должен был быть дебют фестиваля, и он провалился. Деньги за билеты мы до сих пор не выцарапали, что заставляет подумать: а вдруг организаторы просто мошенники? Так что делайте выводы. Лучше не покупать заранее билеты на сомнительные фестивали, у которых за спиной никого опыта и, соответственно, репутации.

Но не все так плохо. Впереди было еще две недели путешествия по Англии и Ирландии. Если вы будете на Bloodsctock, то наверняка загляните в Лондон. Если будет время, то обязательно посетите район Камдентаун (Camden Town), место, где, как говорят, зарождалась панк-культура. Но сегодня этот район место сбора не только панков, но вообще всех неформалов и субкультурщиков. Там же масса соответствующих магазинов: шмотки, мерч, диски, винилы и, конечно, специализированные пабы и клубы, где играет правильная музыка, правильный антураж и люди, с которыми всегда найдется о чем поговорить. Кроме того, не пропустите клуб Underworld, где регулярно выступают всемирно известные команды. В наш приезд в афише светились Malevolent Creation, Biohazard, Sister Sin и прочее такое. 

Чего не скажешь о Дублине. Там такого района нет. Но зато есть клуб Fibber Magees. На первом этаже обычно проходят рок-вечеринки с живой музыкой, а в подвальном помещении скрывается клуб Carnage, где регулярно проходят метал-гиги. Не знаю, кому как, но нам довелось попасть на уж совсем кислую вечеринку юнцов. Местные банды, состоящие и школьников и студентов, играли дурацкий треш и дурацкий металкор. Честно говоря, даже в «Нирване» все это выглядит как-то оптимистичнее. И музыканты более профессиональные, и народу побольше приходит. Хотя, если в этот клуб привозят «звезд», то, может, получается массово и весело. Но это уже в другой раз.

p.s. Для тех, кто любит считать деньги. В среднем вся поездка обошлась в 120 тысяч рублей на человека.

ВСЕ ФОТО С КОНЦЕРТА