*ТУР-2015: ЕКАТЕРИНБУРГ — BRUTAL ASSAULT*

На этот раз мы побывали в городе Яромерж, где каждый год проходит фестиваль Brutal Assault.

Наконец-то, команда emuzon.ru побывала на Brutal Assault. Это, судя по отзывам, самый популярный фестиваль у российских металхэдов, поскольку в европейских масштабах расположен относительно близко – на территории бывшей страны соцлагеря, которая сегодня называется Чехия. До того, как рубль снова стал обесцениваться, поездка в эту страну была относительно дешевой в сравнении с Германией или Францией. Билет на фестиваль, который длился фактически 3,5 дня, составил в районе 70 евро. И собственно русскоязычных товарищей на фестивале можно встретить в изобилии. То тут, то там слышится русская речь.

Фестиваль проходит в бывшей военной крепости времен Австро-Венгерской империи — Йозефов. Он идет четыре дня: первый, половинчатый (с 15:00 до примерно 02:00) и три полных (с 10:30 до примерно 02:30). В этот раз это был юбилейный фестиваль, ему 20 лет. В этом отчете мы попытались обобщить всю ту информацию, которую вы, возможно, хотели знать про Brutal Assault. 

Что плохо

Вначале немного о достоинствах и недостатках фестиваля. Главным минусом, от которого я испытал легкий «культурный шок», стало отсутствие кемпинга. Оказывается то, что называется кемпингом на всех остальных фестивалях, здесь называется ВИП-кемпингом и за него взимается отдельная плата в 18 евро. Более того, еще можно не успеть его  забронировать, количество мест ограничено. Это делается на сайте фестиваля. Я немножко слукавил. Конечно, поскольку эта платная услуга, то она включает в себя чуть больше, чем просто кемпинг, а именно: душ (один раз), камера хранения (три раза), зарядка телефона или фотоаппарата + доступ на трибуну (холм с лавочками), с которой открывается вид на две главные сцены. Также в качестве услуги зачем-то заявлено ночное освещение. И, конечно, охрана. Но на других фестивалях охрана территории, где расположен кемпинг, подразумевается сама собой, за нее не нужно дополнительно платить. Так же как и не нужно платить за биотуалеты.

Тогда как обстоят дела, спросит тот, кто еще ни разу не бывал на Brutal Assault. В нашем случае дела обстояли так. Мы поставили палатки прямо в Яромерже на каком-то пригорке вдоль дороги. Тут же в метрах 15-20 от нас было жилое здание. Кто-то вообще ставил палатки прямо в городе на мостовой. Такого я еще не видел. Но основная часть «неВИПов» разместилась поближе к территории фестиваля в парке и вдоль стены крепости Йозефов (травки там было совсем чуть-чуть — в основном вытоптанная земля и камни). 

Основное неудобство такой «парковки» в том, что все ваши вещи никто не охраняет, а потому остается надеется только на удачное стечение обстоятельств. Тревожные настроения еще усиливаются и тем, что здесь же рядом расположено цыганское гетто, если так можно сказать. Забавно, что паренек-чех, с которым мы познакомились по пути на фестиваль, не раз сказал, что «цыгане живут на пособия, не хотят  учиться и работать, воруют и при этом ведут себя надменно, прямо, как короли». Но при этом без всякой опаски поставил свою палатку в праке, который никто не охранял. Действительно, когда мы осматривали окрестности в нулевой день, то цыгане шмыгали туда-сюда, косо поглядывая на волосатых, татуированных чертями, пентаграммами и перевернутыми крестами. А некоторые чавелы даже поставили стулья на балконах и сели смотреть на толпы бродячих металхэдов. Но никаких стычек я лично не заметил. Хотя, уже покидая Яромерж, случайно толкнул кого-то из местных  алкашей так, что у него вылилось полстакана пива. Он что-то гневно бухтел, ну и я ему сказал много русских нецензурных слов. Был ли это цыган или просто чешская «алкашня», трудно сказать – разгар лета, все загорелые и смуглые.

Возвращаясь к теме воровства. Лично у меня из палатки ничего не вынесли. Все ценное, в том числе зеркальный фотоаппарат, я всегда носил с собой. Ну а если кто-нибудь бы позарился на рыбные консервы или потные трусы с носками, то сильно бы я все равно не переживал. Вероятно от соблазна кражи удерживает то, что палатки стоят слишком близко, а потому всегда кто-то сидит рядом бухает или что-нибудь жует. Воришка ведь не знает, может, это хозяин как раз-таки той палатки, которая ему приглянулась. Но по рассказам земляков, в прошлые годы у людей все-таки что-то уносили из палаток. Запомнился один момент, кто-то сказал, что украли линзы из фотоаппарата. Вот странно, почему бы тогда было взять не весь аппарат? 

Здесь же нужно вставить «пять копеек» про личную гигиену. А без личной гигиены в условиях жары + 35 вообще никак, иначе липкий как скотч, а в таком состоянии уже не до концертов, чешешься, как блохастая собака. Если душ включен в услугу ВИП-кемпинга, то как быть остальным? Остальным так: отстоять очередь в час-полтора и принять за 30 крон душ, который лимитирован всего (всего, Карл!) тремя минутами. Но есть один вариант. Неподалеку от фестиваля течет речка. Кто-то считает, что она говнотечка. Возможно, но никакого запашка, хотя полагать, что река, текущая через город, чистая, наивно. Но река проточная.  Видно дно на расстоянии полметра. В общем, смело окунайте в нее свои телеса и намывайте их до блеска. Не помрете, лично проверено (я же вернулся и написал этот отчет). Хотя через часок-другой они все равно станут липкие и потные. Но на территории фестиваля есть умывальники и даже душ с мелкими капельками.

В общем, думайте сами, что для вас оптимально: ВИП-кемпинг или палатки прямо посреди города. По идее можно и не бронировать ВИП-кемпинг и не платить 18 евро, но тогда надо приехать рано утром в нулевой день, чтобы занять место поближе к территории фестиваля. Там будет высокая плотность палаток, так что бродить там местным и выискивать у кого бы что украсть , им будет себе дороже. А вот если кто-то из посетителей фестиваля  решит обогатиться за счет «ближнего своего», тогда вы не застрахованы.

Но тем, кто не считает деньги и любит повышенный комфорт, Brutal Assault предлагает еще вариант. Это гостиница вместе с доставкой до территории фестиваля. Информацию о ней можно найти на сайте фестиваля. На выбор — пара гостиниц: совковая и посовременнее. Которая совковая, называется «Чернигов», популярна у нашего брата-россиянина, поскольку недорогая — 64 евро на двоих за сутки. Есть и подороже — «Алессандрия» за 74 евро в сутки. Обе гостиницы расположены в славном городе Градец Кралове, он в 20 километрах от Яромержа. Сам я не был в этом городе, но говорят, что город весьма красив и интересен. В свободное время можно развлечь себя культурными прогулками по центру и окрестностям. Гостиницы включают шведский стол, проходку на холм-трибуну (это на самом фестивале) и трансфер туда-обратно, о котором мы сказали. Расписание: каждый день автобусы идут в 10:30, 12:00, 13:30, 15:00 и в 16:30 на фестиваль и в 21:00, 22:30, 00:30, 01:30 и в 03:00 — обратно. Время пути 30 минут вперед и 20 назад. Кроме того, некоторые отмечают, что по соседству в номерах могут проживать музыканты. То есть вот тебе и автограф-сессия готовая или фото на память.

Плюс «Чернигова» в том, что рядом с ней, буквально в двух минутах ходьбы, расположен железнодорожный вокзал. То есть не надо платить за такси, чтобы добраться от гостиницы до вокзала. А вот «Алессандрия» находится где-то в глубине города и совсем не рядом с вокзалом.

Есть еще и мажорный отель – гольф-клуб «Нова Америка». Двухместный номер за ночь — 90 евро. Правда, сомнительно, чтобы обычный российский металхэд, ищущий способы сэкономить на поездке, соблазниться на этот вариант. 

Некоторые же сами бронируют гостиницу в Градце Кралове. Это дешевле, чем через фестиваль. Но здесь есть «засада» — нужно самому добираться до фестиваля на электричке и брести от вокзала до Йозефова, а это около 30 минут (хотя можно на такси – 100 крон). Обратно на электричке не получится – ночь, поэтому только такси, а это 500 крон. При этом еще и не уедешь сразу, надо в очереди стоять.  

Второй главный минус фестиваля — третья сцена Metalgate. Говорят, в прошлые годы она была еще хуже, поскольку представляла собой большой душный тент. В этом году от нее осталась только сцена и крыша. А поскольку концерты начинались только ближе к вечеру, когда жара уже спадала, то проблема духоты исчезла. С левой стороны можно было даже прилечь на травку и подремать, послушав музыку сквозь сон. Народу, как правило, там немного. Но все же есть один минус. Фестиваль растянут как сосиска, и эту сцену зачем-то поместили на самом отшибе, так что от основных сцен идти до нее 10-15 минут. Это, конечно, немного, если ты бодр и полон сил. Но вот если тебе за день надо сходить туда раз 5-6, если на улице жара больше + 35, а во рту сухо, как в пустыне, ноги деревянные, как палки и постоянно хочется поспать, то хождение на Metalgate становится в тягость. При этом на фестивале достаточно места, чтобы сделать эту сцену поближе к двум основным. Но почему-то не делают. Между ней и основной площадкой фестиваля расположены торговые палатки. Видимо, так сделано, чтобы мотивировать посетителей заглянуть в них и что-нибудь купить.

Пожалуй, это два основных минуса. Еще один, третий, это то, что базовое пиво фестиваля Budweiser  (B.Orirginal) – безвкусная вода. При этом стоит на наши деньги что-то в районе 100 рублей за пол-литра (1 купон, а он равен 32 кронам). Конечно, на фестивале продаются и другие сорта, но они стоят уже дороже. Например, уже за 1,5 купона можно купить покрепче B. Classic (5 градусов). Я сам не пробовал. Но, говорят, хорошее.

Что до другого алкоголя, то на фестивале есть, конечно, Jagermeister, виски, ром, вино. Говорят, что чешское моравское вино способно вскружить вам голову всего двумя стаканами, 400 мл. стоят всего 2 купона, а купон, как я только что написал, это 32 кроны.

Какой выход? Вообще не покупать пиво (а также и еду) на фестивале. Неподалеку от него к услугам посетителей фестиваля куча палаток с пивом, лучшем по качеству и с ниже ценой. Например, я все время пил нефильтрованное белое пшеничное, которое стоило всего 35 крон (сравните, Budweiser Orirginal стоит 32 кроны, а по качеству - небо и земля). Но это, пожалуй, самое дорогое. В среднем пиво за стенами фестиваля стоит 20-25 крон. Самое популярное среди них — Приматор (какое-то трэшево-хардкорное название). А баночное в магазинах вообще по 15.

Что хорошо

Все эти недостатки компенсируются достоинствами. Фестиваль не маленький, и не громадный, а средний, рассчитанный где-то на 10-15 тыс. посетителей (сколько в этом году посетило фест, к сожалению, точно не могу сказать). Это уже хорошо. Кто бывал на Wacken и Hellfest, поймут, о чем я говорю. При входе тебе дают пакет с книжкой и расписанием, которое можно повесить на шею. Но, к сожалению, странички не ламинированы, а потому от влаги он может распасться в первый же день.

Обе главные сцены, Jagermeister и Metalshop, расположены рядом. Если ты ничего не забыл на третьей сцене, то можно беззаботно бродить туда-сюда, попивая напитки и поедая всякий фастфуд. А можно питаться и за пределами фестиваля.

Расстояние от входа на фестиваль до того места, где начинаются палатки, вагончики, магазинчики и кафешки, составляет пешком примерно 10 минут. Там все дешевле.

Полезные советы могут быть связаны только с одним – с экономией денег. На чем это можно сделать? Естественно, на еде и выпивке. Для этого существует супермаркет Penny. Он находится от самого фестиваля примерно в 20 минутах ходьбы. Можно купить продуктов на все время фестиваля  примерно на 2,5 тысячи рублей. Но все же совсем без чего-то горяченького, на одних консервах, сложно протянуть. Впрочем, кому как, можно и на воде просидеть.

Кстати, на территории самого фестиваля есть длинный умывальник на рыл 20-30. Но вода в нем питьевая, так что носи с собой стаканчик и пей. Там же есть душ с мелкими каплями. Он тоже помогает пережить жару.

Отдельно нужно отметить гостеприимную охрану. Те, кто пробирается в первые ряды на концертах и стоит с пересохшим горлом, изнывая от жары, имеют возможность получить от охранников воды. Они сами ее предлагают, стоит лишь только им помаячить, и они дадут вам живительной влаги, конечно, с условием, что вы ей поделитесь с другими.

Еще один способ облегчить бремя палящего солнца – это принимать душ, который время от времени устраивают организаторы, привлекая для этого пожарную машину. И в отличие от того же Hellfest’a делают это не исподтишка, а предупреждают специальным сигналом. Все-таки у кого-то в руках фотоаппараты, а также различные гаджеты.

Среди достопримечательностей, это крепость Йозефов. В ее залах и коридорах расположены не только бары, но и выставки картин. Например, в этот раз демонстрировались работы художника (Девид Гломба, он же Teitan Arts), оформлявшего обложки Cult of fire, а также фотографии норвежских блек-металлистов (автор - Питер Бест).

В одном из залов была фотогалерея, повествующая об истории фестиваля. Правда, я на ней так и не побывал. В одном из помещений был даже организован кинопоказ фильмов ужасов, в том числе советского «Вий».

В общем, при желании развлечений —  масса. Не хватает  лишь публичного дома или хотя бы стриптиза, как на фестивале Metaldays. Но я приезжал слушать музыку, поэтому все эти развлечения прошли мимо меня. Или я мимо них. 

Про Йозефов еще можно добавить, что лучше к ней не прислоняться, потому что потом на одежде остаются следы ржавчины, которые можно отмыть только с помощью специальных моющих средств.

Ритуалы, черепа, огонь и местная алкашня

Нулевой день

В нулевой день нам очень повезло. На вокзале в Праге нам повстречался чех по имени Золтан, который помог добраться до фестиваля и разместиться. Вообще, если едешь в первый раз и не знаешь тонкостей, то лучше с кем-нибудь познакомиться. В частности, вагон, в который мы сели, по пути вообще отцепили от основного поезда. И все это буквально за пять минут. Пришлось пересаживаться. Но если бы не Золтан, мы бы так и остались сидеть в этом вагоне, а поезд бы уехал в Яромерж без нас. На месте он нам помог выбрать место для палатки и показал город, объяснил особенности пребывания, в том числе и про то, что здесь цыганское гетто. В общем, нулевой день стал днем знакомства, как с местностью и людьми. Кстати, русскоязычных на фестивале великое множество. Больше, чем на других. Там и тут слышна русская речь. Так что если не встретите своего «Золтана», то в любом случае найдете с кем пообщаться.

Первый день

Концерты в первый день начинаются в 15.00. Но что-то действительно стоящее только после 18.00. Так что в первый день есть время выспаться (хотя это вряд ли в таком шуме с раннего утра), прогуляться по городу, зайти в кафе и супермаркет. Но лучше пораньше приди на территорию фестиваля, чтобы изучить расположение сцен. Хотя в этом ничего сложного. Фестиваль напоминает, как уже было сказано, сосиску. Сначала вход, потом площадь, где две основных сцены, и дальше вперед, сначала идут точки по продаже еды и выпивки, затем мерча, дисков и пластинок, и в самом конце —  третья сцена Metalgate. Можно еще побродить по коридорам замка, там галереи, точка мит энд грит (встречи с музыкантами) и бары с телевизорами, на которых транслируются концерты.

Музыкальная часть первого дня выдалась насыщенной. Сначала Melechesh, ориентальный блэк-метал. Хоть и видел эту группу в этом году уже, но почему бы не посмотреть, пока еще голова свежая и тело неуставшее.

Хваленый Nuclear Assault, где на гитаре мочит Дэн Лилкер из Brutal Thruth, не вызвал никаких особых переживаний. Только прохладу. Во-первых, вокалист просто ругался, как хамоватая тетя Маня, продавщица из сельпо. Во-вторых, музыка – какой-то небыстрый хардкор. Не люблю я такой трэш. Все, что более-менее понравилось, это быстрые грайндкоровые частушки, которые, к счастью, есть в репертуаре группы. Собственно я их и не слушал, подошел к сцене пофотографировал минут 10-15 и пошел бродить по фестивалю.

Порадовал Carnifex, группа, которая числится, как deathcore, но играет больше death metal. И за счет этого хорошо слушается. Плюс явно харизматичный вокалист, который не просто гроулит, но и делится с публикой своей энергетикой. Причем в этом году я их уже видел. Но даже и во второй раз они пришлись по вкусу.

Нельзя было пропустить дядюшку Фишера и его ансамбль молодых швейцарских музыкантов Triptykon. При этом в репертуаре было то ли 3, то ли 4 песни из Celtic Frost. Кто-то говорит, что музыка тягомотная. Для них есть утро фестиваля, которое всегда начинается с молодых грайндкор и дет-метал групп. А вечером в свете звезд и луны, крадущаяся черной массой музыка Triptykon служит успокоительным лекарством перед сном. Концерт, как говорят в таких случаях, прошел на одном дыхании.

Очень многого ожидал от Katatonia. Да и кому не нравится эта группа? В моем окружении металлистов и меломанов — почти всем: от трэшеров до блэкарей, тем более, любителям лиричного и мелодичного метала. Хоть один альбом да все равно нравится. Как говорят очевидцы, в прошлом году Katatonia уже пыталась выступить на Brutal Assault, но у ней это не получилось из-за технических проблем. Но и в этот раз звук был, мягко говоря, нетипичным. Не поверите, как у Meshuggah — звук буксующей машины. И на фоне этого невнятно слышимый вокал, который съедался шумом гитар. В общем, не знаю, был ли он лучше, чем в прошлый раз. Но я с трудом распознавал знакомые рифы. Такое ощущение, что я никогда не слышал раньше этих песен. А соляг, кажется, вообще не было.

Хотел, было, сходить на Soulfly. Но, постояв минут пять перед экраном, где транслировался концерт, вообще перехотел. Хотя и последний их альбом «Архангел» мне понравился. И даже проект Cavalera Conspiracy, который был в этом году на Hellfest, был воспринят с чувством удовлетворения. Все равно не захотелось смотреть. К тому же двое музыкантов, басист и барабанщик, какие-то юноши. Один из них, на барабанах, сын самого Макса.  В общем, вместо «Полета души» я полетел выпить белого пшеничного пива и что-нибудь съесть вкусненького перед последним концертом первого дня – Mayhem.

Mayhem — это был целый ритуал. В первый раз я у них увидел на сцене какую-то «кафедру» с гвоздями и человеческими костями, на которую время от времени залезал Аттила и что-то вещал и как фокусник доставал из нее всякие интересные штуки. То череп достанет, то веревку для повешения, а и то и какой-то зигзаг из пластового стекла. В общем, что-то чудил и колдовал в окружении своих коллег.  Но получилось незабываемо. И, несмотря на то, что музыка на последних альбомах Mayhem неконцертная и некачевая, это какой-то Джон Зорн в блэке, тем не менее, старые классические боевики компенсируют с лихвой этот авангардизм.

Второй день

Для меня он начался с австралийского мелодик-блэка Be’lakor. Музыка хорошая, но незахватывающая. Да и на сцене ни одного волосатого, как будто это ансамбль каких-то пост-хардкорщиков, хоть и на баннерах дракончики.

А вот кроссовер-трэш Dr.Living Dead. Это то, чем бы могла быть такая группа, как Nuclear Assault. Зеленые маски-черепа, спортивные трусы и футбольные гольфы. Зомби-тинейдежеры-хулиганы. В самый раз для слэма, главное не занудно, бодро, быстро, задорно.

Постоял минут 10 на Vildhjarta. Djent, значит, играют. В общем, под палящим солнцем, в жаре никак не пошло.

Аналогично Benighted. Ну ломовой брутал-дет. И что? Пойду лучше «пшеничного» выпью и в тенечке полежу.

Arcturus – одна из любимых норвежских групп начала 90-х. В то время никто не играл так мелодично и романтично, как они. К тому же они первые, наравне с Ulver, протаптывали авангардную дорожку в норвежском блэк-метал. Несмотря на то, что вокалист лажал, я его все равно прощаю за такую чудесную музыку с виртуозными солягами и плачущей скрипочкой.

Старые олдскульные дэтовики Asphyx впервые встретились мне живьем. Мартин Ван Дрюнен – это настоящая белокурая бестия, который становится багровым, когда поет-орет. Это сочетание красного капиллярного цвета лица и белокуро-седых волос смотрится особо зловеще. Ну и музыка. Кто слушал дэт-метал в начале 90-х, поймут и вспомнят легендарные альбомы The Rack или God Cries.

Наконец-то представился шанс нормально услышать Enslaved. Три раза в жизни на фестах у меня не получалось выстоять их концерт от начала и до конца. И наконец, это свершилось. Уж очень надрывной вокал у их вокалиста, а на мимику без улыбки нельзя смотреть. Тужится, будто рожает и ловит взглядом муху на микрофоне. Зато от души. Почему их музыка относится к Viking metal, не понимаю. Скорее авангардный блэк, как ни крути. Но сочетание с чистым вокалом дает свой эффект, слушать интересно.  Кто слушал их последний альбом, наверняка отметил композицию Building with Fire с чистым вокалом. Ее они тоже сыграли, и на концерте она звучала не хуже, чем в записи.

Bloodbath – шведская супер-группа, в которой играют Блакхейм и Ренске из Katatonia, Ник Холмс из Paradise lost и Мартин Ксенрот из Opeth. Такое не пропускается. Несмотря на то, что в этом году я их уже слышал на Hellfest. Здесь все по канону – жирный звук гитар, классический гроулинг, ритм а-ля Entombed и Carnage. И Ник Холмс в халате кладовщика и перевернутом кресте. Да и щедрые кровоподтеки из гуаши. Вот только примочку сожгли, так что минут 10 искали ей замену.

Наконец, пришло время посетить отдаленную сцену Metalgate. Добрел за минут 15, ноги за день уже немного одеревенели. А там сладжевый коллектив Amenra. Звук какой-то жестяной. Но такой толкучки, как на главных сценах, нет. Без особого труда пробрался почти к ограждению. Amenra —музыка специфическая, вокалист всю дорогу простоял к зрителям спиной, изрыгая свои крики, полные горя и отчаяния. Мне нравится, но кого-то затошнит. Отстояв минут 30, пошел обратно к главным сценам, там доигрывал свою программу Cannibal Corpse. Пропустил начало, но самое сладкое, читай песни с первых четырех альбомов, оставили на конец. Я даже, сам того, не замечая послемился чуть-чуть. Все-таки СС – это что-то родное, как для поколения 40-летних типичных россиян Сандра и Модерн Токинг, так «каннибалы» для моего, 30-летних суровых металлистов.

Дальше была дилемма. Остаться на Kreator или снова пойти  на отдаленную сцену, чтобы послушать американский атмосферик пост-блэк Agalloch? Молодость победила классику. Kreator еще успеется послушать, а вот Agalloch вряд ли. На Урал их точно никогда не привезут. И я не прогадал. Их музыка без преувеличения волшебна. Одна из лучших групп в своем жанре. Сочетание мелодичности и блэкового напора. При этом металлистом из них выглядит только фронтмэн, остальные  — какие-то хипстеры, которым пор играть пост-рок.

Далее был Annihilator, но никакого желания идти на них не было. Тем более видел их в 2013 году на Metaldays. Не мой тип трэша. Так что остался на сцене Metalgate послушать норвежцев Sarke. Многие ценят эту группу за то, что в ней играет Nocturno Culto из Darkthrone. Но он не приехал. Признаться, я не большой знаток музыки данной группы. Но живьем они мне не сильно впечатлили, какой-то размеренный блэк-метал без фишки, по ритму чем-то похожий на Celtic Frost. По приезду домой еще раз послушал их в записи, и они мне показались лучше, чем на концерте.

И, наконец, венец первого дня — Sunn O))). Это снова ритуал, и на вокале тот же человек – Аттила. Полтора часа единого звукового полотна, напоминающего звук реактивного двигателя на взлете в сопровождении тибетского горлового пения. И все это удовольствие — на полтора часа. Ближе к концу Аттила так разошелся, что разоделся в костюм адской статуи свободы, у которой серебряные шипы по всему телу, и с фиолетовыми фонариками на голове и руках. Первые ряды сели на пол и затянули косячки. Так же было и в 2012 году на Hellfest. Конечно, для любителей нестандартной тяжелой музыки, дарк эмбиента и дроуна, такое выступление просто подарок. Можно сказать, что это была колыбельная, после которой ноги сами на автомате донесли до палатки и наступил глубокий сон.

Третий день

День начался с бразильского трио Krisiun. Как раз в этот день у них выходил новый альбом Forged in Fury. Видимо, это событие придавало им особую дьявольскую энергетику, которой они щедро делились со зрителями.

И продолжился канадцами Kataklysm. Maurizio Iacono не стал изменять своим хулиганским традициям и снова призвал буйных фэнов к краудсёрфингу, чем осложнил жизнь секьюрити. На одном из фото отчета видно, как он показывает пальцами «два». Так он выражает свое негодование, что только два человека отозвались на его призыв к плаванию по головам и рукам. И дальше начался «массовый заплыв» к ограждению у сцены. К слову сказать, как человек с фотоаппаратом, я не люблю краудсёрферов. Поэтому при такой активности не избежать точки гнева, во время которой от меня достается им. Но они сами на это решились. Не нужно лишать их дополнительных острых ощущений. Видимо, им нравится боль и страдание. Иначе, как объяснить, что нередко они падают с двухметровой высоты прямо на землю, ушибаясь головой, спиной и задницей. Но тут же встают и снова просят, чтобы их подняли на руки. В целом это было самое качевое выступление на фесте.

Brujeria — ребята с чувством юмора. Да и в целом изначально концепция этого проекта задумывалась с сатирическим душком. Поэтому их выступление это не только прослушивание музыки, но и камеди-шоу. В общем-то в нем никакого сюжета или развития. Просто веселуха, двое злых «сапатиста» с мачете и пута в красном, которая их гоняла плеткой по сцене. По бокам Шейн Эмбери из Napalm Death и Билл Стир из Carcass, позади - Адриан Эрландссон из At the gates.

Не став слушать кавер-версию «Макарены» от Brujeria, я пошагал на Metalgate лицезреть хорошую немецкую пост-блэк-группу Lantlôs. Кому-то пост-блэк не нравится вовсе. Но я котирую, тем более, подобные групп в живую не часто увидишь, даже на фестивалях. Музыка хороша, то, что надо: «романтизьм», лирика, стенания и юношеские плачи, охи, ахи, вздохи... Но все-таки это часть блэка, ведь есть чесы, бласт-биты и скриминговый вокал. Так почему бы не одеться нормально? Вместо этого музыканты вышли в адидасовских шортах и вытянутых майках. Ну а вокалист вообще носит каре и крашенный. У нас мажоры в конце 80-х примерно такие стрижки носили. В общем, как ни странно, но именно внешний вид подкачал и испортил впечатления. Ну не могу я нормально воспринимать хорошую музыку, когда ее играют подобные товарищи.

Постоял 2-3 песни на The Dillinger Escape Plan. Для такой «математической» музыки нужно, конечно. специальное особенное настроение. Ибо она не вкладывает в тебя что-то вдохновляющее, а наоборот отсасывает соки. А если с соками дефицит, то что лучше сделать? Правильно, пойти накатить холодненького белого пшеничного. 

А вот дальше старички Napalm death. Их музыка при любых раскладах это круто. Несмотря на то, что на сцене отсутствовал «родной» гитарист Мич Харрис, вместо него по струнам лупил кто-то другой, мне показалось, гитарист Anaal Nathrakh. А за 10 минут до конца выступления гитары вообще отключились. Было слышно только барабаны и вокал. В таком исполнении я еще не слышал «напалмовцев». Но их нисколько не смутили технические проблемы. И они доиграли программу, будто ничего и не произошло.

Candlemass — группа уважаемая мной. Но почему-то меня хватило их на три песни. Причем уже во второй раз в жизни. Странно, не судьба.

Далее с легкой душой пропустил Sepultura. Зато меня переполняли чувства перед Death DTA. Кал или круть? Оказалось второе. Было сыграно настолько четко, настолько похоже, что казалось, что это и есть оригинал. Более того, Steve DiGiorgio оказался веселым и болтливым парнем, который сначала играл на шестиструнном басу, а за тем на трехструнном. Из состава трое музыкантов ранее играли в Death. И только человек, изображавший Чака Шульдинера, никогда не играл в группе. Но зато был похож на него даже внешне, не говоря уже о том, как копировал манеру пения и соло. Зовут его Max Phelps. В общем, это стоит посмотреть.

Следом в моей программе все шло по половинке. Сначала Godflesh, потом Toxic Holocaust, Marduk и Dødheimsgard. Godflesh уважаю, к тому же на них не было толкучки. И это была единственная группа, которая использовала экран, на котором транслировался упадок и деградация. Toxic Holocaust — музыка трэш-угара во главе с блондином. Marduk сыграли полностью альбом Panzer Division Marduk + еще несколько новых песен. Молотилово и  громыхолово. Ну а Dødheimsgard я бы с удовольствием послушал внимательно. Но поскольку мозг уже был засран дневной программой, то я уже воспринимал только какой-то шум. Но запомнил татуированного вокалиста с Сатурном на лбу, гримасами не хуже, чем у Abbath’a и языком, который он смог высовывать до самого подбородка.

Четвертый день

Последний день фестиваля начался с Defeated Sanity, группы играющей техно-брутал. Когда слушаешь, то музыка вроде бы ничего. Но закончился концерт или запись, и в голове осталось только одно черное пятно.

Зато пестрые воспоминания оставили бразильцы Ratos de Porao. Я, конечно, знал что музыка их веселая, но чтобы еще и был цирк на сцене. Гитарист, похожий, на Денни Трехо, орудовал своей гитарой, как упомянутый артист мачете в своих трэш-боевиках. Толстый весельчак, похожий на инопланетянина «У», паясничал и кружился, как в танго. Басист-стрейдэйджер подскакивал на метр вверх. В таком древнем возрасте им реально нравилось то, что они делают на сцене. Не для галочки отработали.

Дальше были серьезные ребята Сryptopsy. Ну что с них возьмешь? Сурьезные. Когда тебя плавит жара, тут бы chillout или какой-нибудь space ambient послушать. А тут техно-брутальщина и гроулинг такой, что у вокалиста слюни брызжут по сцене. Послушав их полчаса, я поплелся на Metalgate.

Там должны выступить два приличные банды. Причем странное сочетание, финский олдскульный дэт-метал с гуттуральным вокалом Dimilich, а следом за ним люксембургская martial dark folk-группа Rome. Первых я слушал еще в далеком 93. Тогда они запомнились длинными названиями своих песен, толстым тяжелым звуком и глубоким гуттуралом. Тогда такой вокал был в новинку. С тех пор альбомов они больше не выпускали. И вот вдруг возродились. Ну кто не в курсе, пусть идут слушать Suicide Silence. Я же отстоял минут 20 на ногах, пофоткал. Потом присел на траву, прилег и вдруг провалился в сон под натиском усталости и жары. Просыпаюсь, а со сцены доносится какое-то «Кино». Только вокал не Цой. А кто же? Прихожу в себя, привожу тело в вертикальное положение, плетусь к сцене, а там Rome.  Где martial industrial, гдеdark folk? Какой-то пост-панк. Но вполне себе приятный, особенно, среди сплошного метала.

Снова сцена Jagermeister. А там Sólstafir. Довелось их видеть в 2013 году. Тогда они смотрелись, как пионеры. Мне кажется за это время они стали матерыми, выпустили новые альбомы в духе пост-блэк и прогрессив рок, увеличили количество своих фэнов по всему миру. Так что и протиснуться ближе к сцене стало сложно. Но возможно.  Группа не только играет душевную северную по своему духу музыку, хотя и со звуком и приемчиками из 70-х, но и весьма дружелюбная – вокалист Aðalbjörn Tryggvason даже забрался на край ограждения и прогулялся по нему взад и вперед, опираясь на руки слушателей и раздавая свои подмигивания.

Выстоял минут 40 на соотечественниках Phurpa. Для них, а также для Cult of fire соорудили специальную стену между кирпичными стенами крепости и назвали ее Oriental. Наши «тибетцы» на таком фестивали звучали весьма оригинально и были некой отдушиной среди моря бластбитов и жужжалок. В конце выступления явно должна была быть какая-то кульминация, может взорваться что-нибудь или какой-нибудь демон явиться. Но я не достоял, пошел слушать чешско-английский коллектив Cradle of filth.

У сцены уже плотная масса тел. Не пробраться. Настроился, стою. Заканчивается первая песня. Не понял, из какого альбома. Затем знакомые слова: «The children of the night, what sweet music they make», это A Dream of Wolves in the Snow из первого альбома. Хорошо. Затем еще лучше — Summer Dying Fast. Но вот дальше как-то не пошло. Тявкающий вокал не вставляет. Да и музыка не трогает. Такое ощущение, что нынешний «Крэдл» делается для той же целевой аудитории, которая слушает Lacrimosa и Marylin Manson. Молодые симфоник-блэк-группы типа Carach Angren играют интереснее, как мне кажется. Ушел набраться сил. Вернулся только к At the gates. Шведы не подкачали. О них только хорошее.

Над фестивалем опустилась ночь. Это значит, что пора на Cult of fire. Кто не знает, это словаки и чехи, которые плотно осваивают тему восточных верований в реинкарнацию, карму и Кали-югу. Пожалуй, это было самое лучшее шоу за весь фестиваль. Сцена была уставлена сотнями свечей, черепами, костями и изображением индуистских божеств. Кроме этого, организаторы сделали файер-шоу.  А сами музыканты вышли в капюшонах и масках. Все вместе с музыкой, которую бы я назвал транс-блэк, создавало мощнейшее впечатление. И даже лечебный эффект. После просмотра такого выступления, из ног ушла вся усталость. Так что еще хватило сил посмотреть пару песен Vader и дойти до Metalgate, чтобы посмотреть там Anaal Nathrakh. Прекрасная группа, которая подкинула еще углей в мою тлеющую печь.

Ну и напоследок для успокоения 15 минут Esoteric. Ну очень тягомотно, хоть раскладушку неси и ложись дремать. Такую группу бы с тура послушать, пока еще мозг свеженький. На этом фестиваль для меня закончился.

Последний день.

Наш поезд уходил в Прагу в районе 12 часов дня. Из происшествий только одно. По местным барам шатались какие-то бухие местные, смуглые такие. Я случайно толкнул одного из них и пролил ему пиво. После этого мы поругались, как Кузмич и Райва в «Особенностях национальной охоты». Оба не понимаем, что говорим, но сильно друг друга ненавидим. Так что конфликты не исключаются. 

Emuzon благодарит организаторов за предоставление аккредитации, также спасибо за подсказки Ивану Комарову, бывалому посетителю фестиваля.

Смотреть фото: часть 1 и часть 2.