*ТУР-2016: ЕКАТЕРИНБУРГ — TUSKA*

На дворе давно осень, а мы все ещё не выложили отчет о летней поездке в Финляндию на метал-фестиваль Tuska. Исправляемся. Но зато, возможно, это самый подробный отчёт о поездке на этот фестиваль.

Деньги, быт, обстоятельства

На дворе конец октября. Это лучшее время с тем, чтобы определиться на какие метал-фесты поехать летом следующего года. Если вы, конечно, не выбрали Hellfest или Wacken, там уже солдаут. А вот на десятки и даже сотни других фестивалей всё ещё продаются билеты. Итак, стоит ли попробовать в следующем году фестиваль Tuska, что значит по-нашему «боль»?

В 2016 году Tuska проходила с 1 по 3 июля (пятница, суббота, воскресение), то есть в самый разгар лета. Сразу стоить заметить, что Финляндия не просто страна, а страна, на душу которой приходится наибольшее количество метал-групп в мире. Поэтому и фестиваль, по идее, здесь должен быть необычный. В том смысле, что здесь должно быть что-то такое, чего нигде не увидишь и не услышишь.

Однако я бы так не сказал. Да, фестиваль хороший. Прежде всего, тем, что близко расположен к России. Уж для питерцев гонять на Тuska самый подходящий вариант. Но у него есть один неприятный фактор. Цена на него составляет 125 евро + страховой взнос (это в случае, если вы не сможете поехать, а деньги захотите вернуть). Итого 131 евро. Но примерно столько же стоил в 2015 году французский Hellfest (правда, на 2017 год цена подскочила почти до 199 евро). Только на Hellfest’е 170 групп, а на Тuska – 70. Из них около трети – это финская сцена, причем не всегда известная в мире. Ближайшие конкуренты Tuska — Brutal Assault стоит на 2017 год 78 евро (без охраняемого кемпинга), а Metaldays — 150 евро (но там покупаешь билет на семь дней с охраняемым кемпингом!). К тому же Brutal Assault проходит в красивом месте, где есть старая крепость, а Metaldays в горах, где есть лазурная горная река. Всего этого Tuska вам не предложит.

Но я съездил по аккредитации. Поэтому мне билет ничего не стоил. Почти. Поскольку решение ехать в этом году на фестиваль я принял спонтанно и быстро купил билет. А за месяц до начала фестиваля началась кампания по аккредитации журналистов. Я, честно говоря, не верил, что дадут. Но тоже отправил запрос наудачу. К моему удивлению, аккредитацию дали без проблем буквально через три дня. При этом не просили никаких новостей или анонсов на сайте. Просто взяли и дали. И не такую, как на Brutal Assault и Hellfest. Там мне был закрыт доступ в фотопит. Здесь же — ходи, где хочешь. Вот это дружественная политика по отношению к журналистам. От наших-то организаторов не всегда получишь аккредитацию, а тут финны без всяких условий. Это большой плюс.

Но билет был на руках. Что делать? Попытался сдать через ту самую систему страховки. Но там такой ограниченный набор условий для сдачи билетов:  если сломал ногу – пришли справку, если сломался транспорт и не смог поехать — тоже докажи. И не факт еще, что твои документы сочтут правдивыми. И главное, попытаться получить деньги обратно можно только после того, как состоялся фестиваль. Все это я пишу на тот случай, если решите купить билет со страховым взносом в надежде потом вернуть деньги в случае срыва поездки. Какой выход? А выход был таков: походил около получаса перед входом на фестиваль  с табличкой на трех языках: продаю лишний билет. Через минут 20 меня заметили финны нищебродского вида. И я им сплавил билет за 100 евро. Потерял 30 — зато хоть что-то вернул, уже вперёд.

Наконец, нужно обозначить один важный момент. Tuska — фестиваль в черте города и без кэмпинга. Среди метал-фестов редко когда такое бывает. Но в случае Tuska — это так. Фестиваль проходит в индустриальном районе Сувилахти на территории бывшей электростанции. Недалеко расположена пристань, кораблики, яхты, на фестиваль прилетают поживиться чайки. Подробнее про этот район можно прочитать здесь. Но стоит заметить, что до исторической части города от фестиваля относительно недалеко. То есть до Сенатской площади, где стоит памятник Александру I, улицы покрыты брусчаткой, а дома по стилю родом откуда-то из 19 века. Где-то 25-30 минут уверенным бодрым шагом. Финляндия — компактная во всем, в том числе и в соседстве районов. Это не Екатеринбург, где из центра до индустриального района Уралмаша надо идти полдня с языком на плече. А уж если вы сядете на трамвай, то совсем быстро доедите. Только вот куда? Я не видел, чтобы где-то рядом с фестивалем была трамвайная остановка. Так что лучше не рисковать, а то ещё уедите куда-нибудь не туда. Лучше просто пойти пешком по навигатору, да это и полезнее: гиподинамия — бич нашего времени, опять же профилактика геморроя.

Но, насколько мне известно, так было не всегда. Ранее Tuska проходила в парке Кайсаниеми  рядом c вокзалом. Как говорят бывалые, это был тихий спокойный зеленый парк с фонтанами и скульптурами. Возможно, там можно было поставить где-то палатку. Но теперь условия изменились.

А раз нет кэмпинга, то значит, надо было искать где-то жилье. Заказать за два месяца приличный хостел по приемлемой цене неподалеку от места фестиваля оказалось проблематично. Но выход был найден. Впервые я воспользовался услугами тур-фирмы, которая занимается поездками на музыкальные фестивали и концерты за рубежом. В данном случае это была Festivaltours. И это оказалось не так уж и дорого. Всего за 12 тыс. руб. за комнату в хостеле на двух человек и поездку на мини-автобусе от Санкт-Петербурга до Хельсинки и обратно.

Но при всех плюсах у Tuska есть один минус: Финляндия — дорогая страна. Если сравнивать с ценами на еду, выпивку, сувениры, транспортные расходы и прочее такое со Словенией, где проходит Metaldays, или Чехией, где проходит так полюбившийся российским металхэдам Brutal Assault, то Tuska, конечно, не выглядит бюджетным вариантом для поездки на метал-фесты. И все же хоть раз, а то и парочку, посетить Tuska стоит.

И вот вы на фестивале…

Сразу скажем: спешить никуда не нужно. И это главный плюс для тех, кто посещал Hellfest или Wacken, и после трёх дней полусонный, с гудящей головой, выжатый, как лимон, полз на деревянных ногах до автобуса. Выступления начинаются в 14.00 и заканчиваются в 00.00. А в третий день программа завершилась и того раньше: в 21.00. 

Фестиваль включает в себя три сцены, бар и зону для потребления пищи. А также есть зона для журналистов, артистов и прочих ВИПов, но на неё можно не обращать внимание. Туда можно попасть только, если у вас есть аккредитация. Весь фестиваль по периметру можно обойти за минут 10-15 бодрым шагом.

Минус фестиваля в том, что за его забором нигде поблизости нет ни магазинов, ни кафе. То есть если вы не хотите голодать весь день на фестивале, тогда припасите с собой побольше денег. В среднем блюдо чего-либо стоит 8-12 евро. Пиво —  вроде бы шесть евро (покупаешь вместе со стаканом за семь, а потом сдаешь стакан и получаешь евро обратно). Алкоголь можно принести, но не дальше камеры хранения. То есть вы можете сдать бутылку водки, коньяка, Ягермейстера или Бехеревки за три евро (или два?). Но если вы возьмете его, чтобы выпить, то затем, чтобы положить его обратно в ячейку, вам снова придется заплатить. С'est la vie. И да: ещё один момент, на который стоит обратить внимание. На Tuska нет никаких фирменных карточек и валюты. Всё покупается за евро.

Единственный выход: проснуться пораньше, поесть, как следует, выпить и закусить и к двум-трём часам дня пожаловать на фестиваль. Вечерком в часов 7-8 перебиться ещё каким-нибудь бутербродом за 5-6 евро и так дожить до самой ночи. В противном случае, будьте готовы тратить на еду и выпивку на территории фестиваля 30-35 евро в день так, чтобы оставаться сытым и подшофе.

Кстати, о выпивке и табаке. Вы можете и пить, и курить. Но только за специальным ограждением. Если вы выйдете за него с банкой пива или сигаретой, то охранник немедленно у вас их отберет. И это в целом правильно. А то бывает, купил кто-то пива в стакане, сам уже еле на ногах, но лезет с этим стаканом в толпу, обливая чужие плечи и спины. Или закурил кто-то и дует этой гадостью кому-то в лицо. Что за свинство! На Tuska оно исключено. Выпил, покурил и можешь двигаться на  в концертную зону фестиваля. Кстати, и поесть вы можете тоже только в специально отведенном месте. Однако такая «сегрегация» вовсе не лишает вас музыки и шоу. Вы можете вполне себе наблюдать и слушать концерты, когда жуете свой гамбургер и пьете пиво, но только на расстоянии. Если честно, я вообще ни разу не покупал пиво на фестивале, так что мне смотреть на концерты издалека не грозило. Выпить мы всегда успеем, а вот выступления уникальны, они бывают раз в жизни. К тому же пиво там было какое-то не очень, я даже не запомнил его название.

Что до фирменного мерча, то майка вроде бы стоила в районе 25 евро. Но дизайн у ней весьма аскетичный. И это майка с перечислением групп на спине. Остальные были интереснее, но зато без списка групп, что выглядит опять же информативно скудно. Конечно, были специальные майки с хедлайнерами и другими ключевыми командами фестиваля. Неподалеку от места продажи фирменного мерча расположилось помещение для автограф-сессии, где всегда можно было «выловить» музыкантов.

А вот что касается общего мерча, дисков и винилов вообще, то этого дела на фестивале было представлено совсем с гулькин нос. Всего одна лавка, в которой, в основном, продавали винил и диски. И совсем чуть-чуть маек, балахонов и нашивок не самого лучшего качества. Почему так? Может быть, потому что, в основном, на фестиваль приезжают финны, которые и так купят себе все, что нужно? Впрочем, я все-таки нашел, что приобрести себе в коллекцию: две пластинки Shining и предпоследний Ghost. Да, ещё была лавка с цепями, серьгами, кольцами, но это мне было неинтересно.

По моим прикидкам фестиваль посетило около 10-15 тысяч человек. Но по данным из Википедии было 28 тысяч человек. Возможно, это с теми, кто покупал билет на один день ради нескольких групп. Определенно в первый день, пятницу, толпы в почти 30 тысяч человек не наблюдалось. А всё время был трезв и наблюдателен.

Музыка

На Tuska три сцены. Большая и основная — Radio rock main stage. Малая и крытая шатром — Helsinki stage — и совсем маленькая в каком-то помещении, типа клуба — Inferno stage. Забегая вперед сразу скажу, что на этой сцене я посмотрел только три группы: Nervosa, Havok и Mörbid Vomit. А кроме того, там был акустический сет Swallow the Sun, который я хотел, но так и не посмотрел. Чего-то более стоящего на этой сцене я не припомню. От каждой сцены до следующей можно дойти за пару минут. Толпа не создает сильных проблем при передвижении.

Наконец, мы подходим к самому главному — к программе выступлений. По независящим от меня причинам я успешно пропустил Cattle Decapitation, хотя и хотел ознаменовать начало фестиваля для себя их судорожно-невротической музыкой.

Для меня программа началась с Delain. Честно говоря, я давно отошел от групп подобного типа: энергичный модерн-метал с девичьими вокалами. За последний десяток лет их стало столько много, все похожи друг на друга. Клише сидит на клише и избитостью погоняет. Послушав несколько песен, я решил лучше пойти обследовать территорию фестиваля.

Зато следующий пункт в программе вселил оптимизм. Если, конечно, злобная меланхолия как-то может ассоциироваться с оптимизмом. Это был финский doom-коллектив Swallow the Sun. Редко когда doom metal воспринимается живьем хорошо. Но у финнов это получилось. Два вокалиста погружали зрителей то в сладкую усыпляющую атмосферу, то в состояние боли и безысходности. За гроул отвечал бородач, а за чистый голос — упитанный няшка в потрепанной майке Godflesh. В любом случае была отличная солнечная погода, народу было ещё немного (финны в пятницу работают, а не прохлаждаются!), ещё не устало тело, а звук был хороший.

Далее наметился перерыв на час перед Lordi. Правда, я попытался послушать некий Mantar на Inferno stage. Это такой sludge-дует. Но после пары песен решил прекратить это гиблое дело. Душновато было в помещении в такую жару. Да и сладжевый шум-гам как-то совсем не ложился на мое настроение.

Зато Lordi порадовали. Это чистой воды камеди-шоу в лучших традициях Kiss и Gwar. Я бы даже сказал, что это повеселее Kiss будет. Потому что Kiss, насколько я мог видеть их шоу в записи, не включают на каждую песню некий сюжет. А Lordi это делают. То вокалист выйдет с трупом в обнимку и что-то поёт ему про свою несчастную любовь, то с ведром обрубленных рук и жалуется на тяжелую жизнь. Но слушать  в записи я бы вряд ли решился такое. Хотя потом, когда вернулся домой, всё-таки скачал их последний альбом «Monstereophonic: Theaterror Vs. Demonarchy». Но только чтобы послушать один раз для развития музыкального кругозора.

Да, к слову сказать, у Tuska есть ведущая. Эта была рыжеволосая стройная и сексуальная финнка. Я не понял, что она там говорила, но, видимо, подбадривала толпу, призывала слэмиться, анонсировала группы и все в таком духе.

После Lordi  я заскочил на Helsinki stage посмотреть на Kvelertak. Музыка у них в целом душевная, заводная, и даже засветившаяся в фильме про троллей, но что-то мне не пошло в тот раз. Решил подкопить сил для более важного выступления — Testament. Кстати, в своей жизни благодаря фестивалям, мне удалось увидеть почти всех патриархов американского thrash metal: Slayer, Megadeth, Exodus, Overkill, Death Angel, Nuclear Assault… и даже Possessed, если их можно отнести к этому направлению. Metallica не в счёт, к ней у меня особое двойственное отношение. В этом  списке не хватало только Anthrax и Testament. И вот день, чтобы закрыть этот список, настал.

На сцене появился декор, изображающий некий демонический замок. А также яблоко с индийскими благовониями. Кто-то из «тестаментов», видимо, любитель йоги, индуизма, Шивы, Ганеши и прочих таких вещей. И не будем забывать, что в Библии яблоко — инструмент Змея для соблазна.

Ну что понеслась. Наконец, передо мной предстал индеец Чак Билли, бессменный мастер соло Алекс Скольник, ритм-гитарист Эрик Питерсон, четыре струны терзал всем известный в наших кругах Стив ДжиДжиорджио. На барабанах вроде бы должен быть толстячок Джин Холган. Но он куда-то подевался. Последние двое, кстати, играют в трибют-проекте Death to All. Сетлист начался с песни «Over the Wall», но не забыли и хиты с альбомов «The New Order» и «The Gathering». Чак Билли светился улыбкой до ушей, скакал по сцене, как молодой пацан, и старался быть третьим гитаристом, изображая запилы на стойке для микрофона. Не меньшей харизмой светился и Скольник. А в это время толпа финнов и гостей из-за рубежа нарезала сёркл питы и «стены смерти». В общем, если вы трешэр из 80-х, и все ещё не видели «тестомесов», то пора бы уже закрыть этот пробел.

Наконец, я дожил до Behemoth. Нам россиянам просто нельзя игнорировать этот польский коллектив. Ведь в нашей стране они угодили в негласный «чёрный список» попов и чиновников-клерикалов. Когда они ещё доберутся до нас? Так что заранее занял место получше в фотопите, чтобы успеть как можно больше сделать снимков Нергала и его товарищей. Behemoth — это не только музыка, но и отличное шоу. Вот ни разу за время выступления не пришла в голову мысль, что им пора бы уже заканчивать. Хотя это уже был вечер. На этот раз поляки исполнили весь свой альбом «Satanist», добив хитами с прежних альбомов: «Ov Fire and the Void», «Conquer All» и «Chant for Eschaton 2000».

И всё это сопровождалось стальными кобрами, оккультной символикой, факелами, рогатыми масками, искусственным снегом и было даже что-то такое, чего я раньше не видел. Нергал спустился к первым рядам и кормил зрителей хлебом, будто совершал причастие. Затем взял в руки кадило и походил по сцене. Мда, будь такое в клерикальной России, то попы бы потом порвали организаторов. В общем, это не нужно анализировать. В это нужно просто погрузиться и прожить.

Завершился для меня первый день Avantasia. Многие ценят этот коллектив, но я к нему равнодушен. Он не нравится мне ни в записях, ни живьём. Ещё в 2011 году  на Wacken’е я посмотрел пару песен и пошёл жевать бургеры. Подумал, может в этот раз моё мнение поменяется. Но нет, всё та же тягомотина. Единственный, кто привлёк мое внимание — это упитанный Михаэль Киске в мотоциклетной куртке. Да ещё обратил внимание, что дедуля из Magnum’а жует жвачку, когда поёт. Короче, побрел я до хостела.

И тут же заблудился, нарезая зигзаги по старым кварталам Хельсинки. Благо, на первых этажах работают бары, где сидят финны. Они мне помогли отыскать мой хостел, проявив энтузиазм и гостеприимство. А вообще, надо заметить, Хельсинки в пятницу в районе 11 часов вечера практически пуст. Только одиноко в переулках мелькают силуэты. Куда они все деваются? По дачам разъезжаются?

Следующий день начался с экскурсии по городу. Спешить особо было некогда. Мой ближайший концерт начинался в 14.15. Это были англичане с Ли Доррианом (Napalm Death, Cathedral) на вокале. Про прогулку. Мы дошли до самого центра, посетили рынок, купили всякой сувенирной чепухи. И, кстати, надо упомянуть один инцидент. Когда мы купили еды, то присели в парке на лавочке. И только мы раскрыли свои салаты и консервы, как из кустов вывалили финн лет 20-25. Он бесцеремонно пытался сесть на нашу еду, которую мы поставили посередине лавки. Но когда мы его пихнули обратно, он стал ругаться. Сцену конфликта между Райве и Кузмичём из фильма «Особенности национальной охоты» помните? Вот примерно что-то такое получилось. В общем, после 10 минут этой перепалки мы поняли, что лучше уступить. Мало ли, он дома, а мы тут гости. Может это постановка такая. Но видно, что финн был упорот какой-то наркотой. Мы ушли. А он тут же лёг на лавочку и захрапел. Так что быдло есть везде. И будьте внимательны, лучше не ввязываться ни в какие ссоры с местным населением. Иначе вместо фестиваля можно оказаться в полицейском участке и объясняться там до неизвестного времени.

Итак, With the dead. Кроме Ли Дорриана, в группе на басу играет Лео Сми, который долгое время пребывал в Cathedral. А на барабанах Алекс Томас, засветившийся на альбоме «Mercenary» группы Bolt Thrower. Если вы любитель всякого английского death и doom-metal из 90-х, то послушать With the dead, конечно, стоит. По музыке он ближе к тому же Cathedral и современному оккультному стоунер-металу, типа Electric Wizard и тому подобное. И хотя там не было такого шоу, как у Behemoth, но сама атмосфера была какой-то ведьмовской и колдовской. Да и Дорриан даёт волю чувствам на сцене, превращаясь в средневекового мага, бродящего по сцене в трансе.

Дальше был Primordial. Для меня они не стали открытием, так как мне довелось их видеть уже пару раз. Достойная группа, хорошая музыка, хороший звук и харизматичный вокалист в гриме.

Когда я вернулся домой, меня многие спрашивали про финский black metal, был ли он на Tuska. Отвечаю: «Не был». Странно, Финляндия богата «чернотой», но на этом фестивале её не было (надо сказать, что и знаменитого финского дума тоже почти не было). Впрочем, и самого блэка было с гулькин нос. Следующая группа была норвежцы Tsjuder. На фоне дефицита чёрного металла они смотрелись интересно. Хотя опять же в своей жизни их довелось видеть третий раз. Тут описывать особо нечего. Бескомпромиссный молотящий true norwegian black metal. Что до финского блэка, то могу порекомендовать Steel Fest, который проходит в Финляндии в мае (и цена там 88 евро).

Зато нельзя было пропустить других финнов. Это Turmion Kätilöt. Смесь финского юмора, металла, индастриала, танцевальной музыки с монструозными имиджами музыкантов. Публика  и танцевала, и слэмилась. А два вокалиста устраивали настоящую вакханалию. Кроме того, я впервые в жизни смог поймать медиатор. Это стал медиатор от Turmion Kätilöt. Если вы любите Combichrist и Agonoize и прочий подобный индастриал, то не пропустите Turmion Kätilöt. Хотя музыка у них нарочито комедийная и стёбная.

Далее отстоял весь сет финских дэт-мелодистов Omnium Gatherum. Нравятся мне у них мелодии и соло. Три песни заценил у Obscura, некий брутал-прогрессив-дэт-метал. Но к ним я проникся уже меньше.

И наконец, дождался Anthrax. Можно считать, что копилка живых выступлений американских трэшеров закрылась. Кажется, выступление началось с «You Gotta Believe». Но я, естественно, ждал песен из 80-х. И они зазвучали: «Caught in a Mosh», «Madhouse», «Indians», «Among the Living». Из альбома «State of Euphoria» сыграли только кавер на Trust — «Antisocial». Но и на этом спасибо.

Главное, что удалось увидеть Яна Скотта и его козлиную бородку, не закрывающего рот басиста Франко Белло (нет, он не вокалил, он просто орал сам себе под нос) и оригинального вокалиста Белладонну, чей вокал всегда выделялся своей мелодичностью на фоне многочисленных трэш-групп Америки. Зрители тоже не подвели. Слэм, сёркл пит и волл оф дэт — все было к нашему удовольствию.

Венцом вечера стали Ghost. Помню, когда в 2011 году посещал Wacken, то этой группе дали выступать только на маленькой и крытой сцене фестиваля. И более того, я даже не сходил на неё. Прошло пять лет, и она достигла статуса хедлайнера, закрывающего день одного из крупных европейских фестов. Вот это взлёт! Не у всякой группы такое получится в наше время.

 

В чём же секрет? И в музыке, и в шоу. Музыка адресована металлистам, которые немного устали от тяжёлых риффов и хотят одновременно припопсованного хард-рока, но чтобы с сатаной и оккультизмом.

Их шоу не оставят безразличным даже самого упертого металлиста. Декорации — логово Люцифера, маски безымянных призраков и, наконец, болтливый Папа Эмеритус Третий. В этот раз он разглагольствовал про женский оргазм и тому, как к нему относится религия. Помимо прочего, из пушек вылетели хлопья специальных ghost-долларов. Атмосферу концерту дополнял моросящий дождь и закат: концерт начался засветло, а закончился в ночи. Самое то для погружения в мистическое настроение.

Надо заметить, что в этот день я выучил дорогу домой и уже не заблудился.

В третий день было меньше всего групп, которые мне интересны. А значит, снова было время побродить по Хельсинки.

Но не посмотреть на один молодой датско-американский black-metal-проект было бы непростительно. Возглавляет его белокурая фрау модельного вида Амалия Брунн. Это всем известный в наших узких кругах Myrkur. За всю свою биографию он выпустил всего один альбом. Я бы не сказал, что стал большим фанатом такой музыки. Но определенно в ней есть изюминка. Амалия Брунн умудряется и спеть чистым вокалом, чем-то похожим на Лив Кристин, и повизжать. И музыка у ней вполне себе блэковая без закосов в дешёвый синтезаторный симфонизм. Но с хоровыми и эмбиентными вставками, что создаёт природную, лесную атмосферу. Сам же блэк напоминает скорее классический норвежский, типа Taake и Darkthrone. Кстати, в живых выступлениях у нее задействованы люди из известных норвежских коллективов (metal-archives.com в помощь). Программа завершилась клавишным кавером на Bathory — «Song To Hall Up High». Так что если вы без предрассудков и не делите black metal на true и все остальное, то при возможности посмотрите это шоу.

После такой женственной музыки решил заглянуть на Inferno stage послушать Mörbid Vomit. Пробрался к самой сцене. Сами музыканты напоминают скорее блэкеров, но рубят в духе раннего Grave. Ну, должно же быть немного место и сырому олдскульному дэту среди всей этой мейнстримовой программы.

Постоял под дождичком, слушая Hatebreed. Раза три их уже слушал и совсем не въезжал в этот рэп-хардкор. А тут ничего вроде, пошло. Скорее всего, потому что я не пытался слушать специально. А просто по ходу дела.

Дальше настало снова время женщин. На этот раз бразильских аппетитных барышень Nervosa. И снова на самой маленькой сцене фестиваля. Рубили они в духе ранних Sodom (1987-89) и Kreator (1987-90). А вокал чем-то похож на Дэни Филта, только без выкрутасов с визгами.

Минут 20-25 посвятил прогрессивным «экологам» Gojira. Не назвал бы себя большим любителем такой музыки, но за их старания отдаю им уважение.

И, наконец, главное блюдо этого дня — Katatonia. Примечательно, что мне их довелось уже видеть на Brutal Assault. Но тогда что-то было со звуком. Не их это был звук. Так скорее звучит Meshuggah. Правда, правда, не шучу. Я думал, это были побочные эффекты настройки аппаратуры. Но в этот раз снова повторился этот жующий и тормознутый звук. Значит, это не случайность. Такова воля музыкантов. Так они хотят звучать на концертах. Во всем остальном я без претензий. Но, честно говоря, на пластинках и дисках Katatonia звучит лучше. Концерт же стоит посетить ради того, чтобы лицезреть авторов этой по-осеннему загадочной и чудесной музыки.

После осталась ещё одна группа — Children of Bodom. И их я видел уже несколько раз. Если честно, они мне уже поднадоели. И исписались, наверное. Первые два альбома в свое время звучали новаторски. А теперь в одно ухо входит —  в другое выходит. Так что я постоял в фотопите первые три песни, нащёлкал фоток и пошел сидеть в бар. Хотя нужно отдать должное оформлению сцены в духе «Безумный Макс»: какие-то бочки типа с ядерными отходами, постапокалиптические пейзажи и что-то в таком духе. 

Но ближе к концу концерта стало гораздо горячее на сцене.Сначала туда вышли, видимо, организаторы фестиваля и хором стали подпевать. Потом появилась Netta Skog, играющая на аккордеоне в Ensiferum. А затем гитарист из Havok. А потом прямо из толпы стали вылавливать девчонок поинтереснее — и всех их на сцену. А затем и парней. И главное, что к этому моменту «Чилдрены» отыграли свои песни и стали рубить исключительно каверы.

Это «Lookin' Out My Back Door» (Creedence Clearwater Revival), «Somebody Put Something in My Drink» (Ramones) и «(Ghost) Riders in the Sky» (Stan Jones and his Death Valley Rangers). Честно говоря, вот эта часть мне понравилась больше, чем основной сетлист.

Тем временем над Tuska начинали сгущаться тучи. А значит, пришло время её покидать. И мы побрели к хостелу, куда в скором времени должен был прибыть мини-автобус, который помчал нас обратно в Санкт-Петербург в хорошей компании единомышленников-меломанов. Собственно на этом всё.

Завершая, я бы выдели пять концертов, которые наиболее запали мне в душу. Это Ghost, Anthrax, Testament, Behemoth и Turmion Kätilöt. Даже ради них можно было бы съездить. Впрочем, на последнее место я бы поставил Katatonia. Но, повторюсь, эту группу лучше слушать в записи. Тот же Turmion Kätilöt живьем вызвал гораздо больше эмоций, чем задумчивые шведы. Вот такие пироги.

Стоит заметить, что для любителей олдскульного дэта и блэка Тuska по всей видимости не очень подходит. Судите сами. А вот для любителей известных трэш-команд, мелодичного дэта, модернового дума-готики и прочего не сильно дорого по гонорарам мейнстрима — вполне. Rammstein вы там не увидите, но Slayer или Kreator — вполне. В любом случае всякий уважающий себя металхэд-путешественник должен хоть раз посетить страну «тысячи озёр». Так почему бы это не совместить с походом на Tuska? До лета 2017 года ещё есть время подумать. Но обратите внимание, что в 2017 году Tuska будет отмечать своё двадцатилетие. В юбилейные годы обычно организаторы стараются преподнести своим посетителям что-то необычное.

 

Emuzon благодарит организаторов за предоставление аккредитации

Добро пожаловать на наш паблик - vk.com/clubemuzon

 ВСЕ ФОТО: ЧАСТЬ I и ЧАСТЬ II