*ТУР-2017: ЕКАТЕРИНБУРГ — BRUTAL ASSAULT*

Какой европейский метал-фест самый популярный у русских? Вероятно, это чешский Brutal Assault, поэтому каждый год там не утихает русская речь, звучащая из каждого закоулка. Ну а раз так, то было решено повторить в 2017 поездку в крепость Йозефов. И вот с нее отчет. Мероприятие прошло 9-12 августа.

Первое, что было сделано, исправлена ошибка прошлой поездки. А именно: было заказано место в платном кемпинге. Поясним для тех, кто все еще не в курсе, что Brutal Assault – это вам не Wacken и не Hellfest, там нет бесплатного кемпинга. Либо вы платите 18 евро и ставите палатку в охраняемой зоне и спокойно колобродите по фестивалю от сцены к сцене. Либо вы ставите палатку где-нибудь в городе, в парке, в лесу и так далее. Но абсолютно никто вам не гарантирует, что у вас не вынесут ценные вещи. Поэтому либо все ценные вещи придется всякий раз забирать с собой, оставляя лишь потные носки и трусы. Либо же весь день ходить с тревогой в сердце. Тем более, что в городе обитают товарищи цыгане целым табором. А что это значит, мне вам объяснять не нужно.

К слову сказать, к платному кемпингу прилагается бесплатный душ. Но, по-моему, это фуфло, а не услуга, потому что сеанс там составляет три минуты, Карл! А ведь стоит жара, течет пот, и тело становится липким, как у порноактрис во время их нелегкой работы. Трех минут даже не хватит, чтобы отдраить спину. Остается старый проверенный способ – это речушка. Только, чтобы помыться, надо подняться, как можно выше по ней. Чем выше, тем меньше грязи. Но даже если желания нет куда-то тащиться, то можно и в тех местах, что недалеко от кемпинга. Только желательно не нужно ей умывать лицо и мыть волосы. Это можно сделать под краном, он, благо, всем доступен. А вот тело можно омыть в речке. Столько, сколько понадобиться, но никак не три минуты.

Зато в этот раз было другое неприятное явление – дикий дождь и ветер, в результате которого тент палатки был сорван, а сама она залита. Благо, все ценные вещи – техника и все документы – были при себе. А винилы так и не куплены (потому что в наше время стало дешевле заказывать по интернету, нежели покупать и таскать с собой). Но все же дождь такой неистовой силы неприятно удивил. Собственно люди и ездят все меньше на Wacken, потому что его заливает год от года, так что уже становится не до музыки. Правда, он длился часа два-полтора, но успел напакостить и кому-то подпортить вещи и настроение. Будем надеяться, что такого безобразия, какой происходит на Wacken, никогда не будет на Brutal Assault.

Официальным пивом в этот раз была марка Radegast, которая варит самая крупная пивоварня Чехии – Plzensky Prazdroj. Стоимость на него начиналась от 38 крон за простой светлый лагер и заканчивалась 50 кронами за светлое более плотное пиво. Так же в этому году была полностью представлена остальная линейка пивоварни — Pilsner Urquell, Kozel Сerny, Gambrinus, безалкогльный Birell, сидр Kingswood, крепкий портер Master и дополнительная псевдокрафтовая линейка из трех разных элей. Цены на всё это удовольствие не особо кусачие – от 50 крон за Urquell и до 65 крон за крафт-эли. Здесь только лишь добавлю, что в предыдущие пять лет официальной маркой фестивального пива был Budweiser. Что касается вообще бытовых вопросов, то по ним можно прочитать предыдущий отчет, нет смысла здесь повторять то, что было сказано ранее. 

Билет на фестиваль стоил от 72 до 89 евро, в зависимости от того как рано вы его приобрели. Согласитесь, относительно недорого в сравнении с теми же монстрами Wacken и Hellfest. Это в случае, если вам не нужные всякие там величины мирового хэви-метал и хард-рока. Для любителей death, black и doom-metal самое то. При этом год от года Brutal расширяет, как репертуар, так и время для выступлений.

Если раньше фестиваль был трехдневный и был день, занятый концертами только наполовину, то теперь это фактически полноценный четырехдневный фест. Раньше фестиваль предлагал только три сцены, то теперь появились еще две самодостаточные сцены. Первая из них – Oriental. Да, она была и два года назад. Но на ней выступили только Cult of fire и Phurpa, последняя фактически разогревала первую. То есть эта была сцена для двух групп. В этом же году на «Восточной» сцене выступило девять групп и проектов. По 2-3 выступления каждый день.

Для любителей втыкаться в полудреме в пол и представлять, что преодолел гравитацию и переселился в параллельный мир, в этот раз сделали сцену KAL. Да, я тоже не сразу понял, что за «кал» подсовывают организаторы, к тому же новость об этом прошла незадолго до начала фестиваля. KAL – это вовсе не продукт жизнедеятельности. Это Keep ambient lodge, что значит «оставайся в эмбиентном домике» или как-то так.

Кроме того, на этот раз в стенах крепости появился музей Лемми, в который я зашел, но так и не пробрался до конца. Это был какой-то коридор со свечками. Поскольку в этот раз я не был готов ни к каким сюрпризам, то махнул рукой. А еще был музей современного искусства, где было кресло с пентаграммой. Люди охотно тянулись туда, чтобы сделать фото. Но я опять почему-то так и не дошел.

Во всем остальном это все тот же Brutal Assault, который был и два года назад, и о чем можно прочитать в предыдущем отчете. Единственное – количество посетителей. Не знаю, сколько билетов было продано в этот раз, но был sold out. Так что при приезде на фестиваль без билета, «аусвайс» можно было купить только с рук. По ощущениям, в этот раз стены Йозефов посетило более 20 тысяч человек слушателей и просто алкашей, которым собственно музыка не особо нужна, главное – тусить в кемпинге и бухать. Таких тоже приходилось встречать. Хотя официальная вместимость — 15 тысяч. 

Нулевой день прошел как ему и подобает: постановка палатки, знакомства, пивные вливания. А у кого-то и не пивные. И обязательно поход в Penny – закупиться консервами и прочей такой пищей. Хотя, если приехал гулять на полную катушку, то фестиваль тебя закормит. Нормальное блюдо – 80-100 крон. Впрочем, за мостом налево есть столовка для рабочих. По воскресениям она не работает, а в остальные дни – пожалуйста. Обед, включая суп, салат и второе, обойдется в 130-150 крон. Но это обед, а не просто бургер или еще что-то в таком духе. Правда, некоторые посетители отзывались, что тамошняя кассирша обсчитывает. Так что, будьте осторожны.

День первый

А теперь про музыку. Кратко, но по делу. Программа (лично для меня) началась с новой группы Томаса Линдберга и Эдриана Эрландсона (это которые из At the gates) – The Lurking Fear. Те, кто надеется услышать там мелодичную гётеборгскую школу дэт-метал, будут дико разочарованы. Это такой рубящий дэт. Я бы даже не сравнил его с ранними образцами, типа Entombed или Dismember. Сухой звук, простуженный вокал Линдберга, скудные соляги. Зато рубилово и хорошее начало для фестиваля.

Дальше лучше – Fleshgod Apocalypse. Это брюнеты-итальянцы, которые смогли-таки оживить застойное болото брутал-тех-дэт-метал. Я люблю этот подстиль метала, но многие годы там ничего интересного не происходит. Пока я не услышал этих смуглых римлян, вокалист которых, кстати, недавно покинул группу. Вот, где подходит восторг «божественно». Вначале появилась упитанная оперная певица с посохом в руках и дала понять: представление начинается. А затем вышли мертвецы из 18 века. Это такой имидж у музыкантов. Пианист сел спиной к залу за древнее пианино и понеслась. Эти тягучие, раскачивающие риффы с нагнетающими духовыми. И вдруг – мясорубка, искрящие, как циркулярная пила, соляги… В общем одни стояли, как в трансе, а другие умудрялись слэмиться… Одно из лучших явлений на дэт-метал-сцене за последние годы. У этой группы есть и свое лицо, и умение проникать в души слушателей, при этом оставаясь брутальными.

Дэт-метал набирал обороты, следующий на очереди был Gorguts. До чего изменилась эта группа в поисках чего-то эдакого. Два первых альбома для меня до сих пор образчики раннего техно-дэта с элементами авангарда. Но их выкрутасы в итоге привели их в чистый дэт-авангард. Последняя EP-шка канадцев мне далась с трудном для понимания. Но тем не менее, выступление было интересным и дослушано до конца. Эти мучительно-атональные звуки, заманивающие слушателя в какой-то лабиринт, в определенной дозировке способны дать удовольствие.

А вот дальше хоть и была музыка попроще, но зато это было шоу. На сцене появился Big Boss. Кто не в курсе, это ветеран чешской прото-блэк-метал-сцены. Ветеран в прямом смысле – старичок с палочкой, все лицо которого в трещинах (конечно, ненастоящих). Вот уже больше 30 лет прославляет Сатану и ничего его не смущает. Даже больные ноги, которые в итоге заставили его сесть на стульчик. Набрал команду румяных пивных чехов и мочит свой хэви-блэк. Было забавно послушать блэк на чешском. Хотя это не совсем блэк. Скорее некий дарк-хэви.

После дедушки меня ждали три маньяка из Иллинойса — Macabre (их я променял на Metal church). Они выступали на Metalgate. Те самые, что написали концептуальный альбом в честь преподобного Джеффри Дамера, а также еще огромное количество песен в честь маньяков, убийц, потрошителей и извращенцев со всего света. При этом почти каждая песня сопровождалась неким шоу. Вот вышел Зодиак, так и не найденный американский убийца. А вот людоед-педофил Альберт Фиш, которого отмудохали жопастые и сисястые смуглянки. И все это сопровождается оригинальной музыкой макабрщиков – murder metal: надрывной вокал, веселые риффы, комедийная атмосфера, задорные соло…

После заслушал пару-тройку песен Helheim. Группа, идущая по следам Enslaved, прогрессивный викинг блэк. Мне интересно их было слушать с первых альбомов. Но чем дальше, тем все более замысловатее. В итоге живьем я совсем ничего не понимал. А потому, поставив галочку «послушано», пошел к основным сценам.

Там к выступлению готовились очередные чехи-сатанисты Master’s Hammer. Вот у этих было шоу. По музыке это такой среднетемповый блэк с таким горловым, ворчащим вокалом. То там, то тут щепотки авангарда или чего-то непонятного. Не сказать, что в международных кругах это имя. Но еще в давние годы, в начале 90-х мне встречались пластинки данного коллектива. На вокале – лысый тип в шляпе. Ну прямо странствующий чернокнижник. Рядом перкуссионист с литаврами. Позади полотна с картинками последнего альбома. Бафометы женского пола в виде статуй. И бафометы женского пола живые, с титьками. А также струи огня. Даже если музыка не особо вставляет, то уже шоу вкупе с музыкой – точно не оставляет равнодушным. Может, для чехов это что-то, как для нас «Коррозия Металла»? Опять девки, опять сиськи… Только никакого «нацизма». Один сатанизм-оккультизм. Хотя на полотнище со всяким обскурантизмом я и рассмотрел одну маленькую свастику.

Дальше был Overkill. Бобби Блитц в свои почти 60 лет скакал, будто внутри него взрываются фейерверки, и раздавал щедро факи и мазерфаки. А больше я даже и не знаю, что сказать. Я ценитель их творчества до начала 90-х. Но, кажется, из 80-х так и не было сыграно ни одной песни. По крайней мере, я не услышал Electro Violence. Хотя вру, Rotten to the Core все же был. Но я все равно не дослушал концерт и пошел на соседнюю сцену занимать место поближе перед выступлением другой группы.

Это группа Batushka. Очередные польские богохульники, не допущенные православным дозором к рубежам святой отчизны. Ну что, раз православные активисты нас, слабых и грешных, защитили от западного тлетворного влияния, то пришлось самим тащиться на Запад, чтобы духовно разложиться. И вот оно началось… запели басами. Вокалист-аноним, он же предположительно Bartłomiej Krysiuk из Hermh, занял место у кафедры и вошел в транс, чтобы начать свою кривославную литургию: «Господи, помилуй, всегда ныне и присно и во веки веков, аминь». Вот так на одном дыхании прошел весь концерт. Одним словом, всякое дыхание да славит господа. Свечи, полумрак, исковерканные иконы… К слову сказать, среди поклонников был замечен один чувак (из Москвы), который оделся аналогичным образом и сделал икону с альбома Batushka. И даже взял с собой святой воды, обрызгивая всех вокруг. Но это понравилось далеко не всем. В результате в него стали брызгать из содержимых своих стаканов и ругаться. А потом кто-то вообще выбил чашу со святой водой. Ну вот так.

Настал последний пункт программы первого дня. На Metalgate играли Wolves in the throne room. Это атмосферный блэк. Но послушать его мне пришлось только сквозь дремоту. Ни стоять и даже сидеть уже не было никаких сил. Тело просто упало в траву… Так закончился первый день. День, который раньше считался не полным днем, в 2017 году начался в 14.00 и закончился в два часа ночи.

День второй

Программа второго дня началась пораньше, чем в первый, в 10.30. Но я все благополучно пропустил, успев поесть, выпить, кое-что принять у наших швейцарских друзей, выспаться и лишь к 15.00 пойти смотреть в очередной раз, как брызжет слюна у вокалиста Cryptopsy при его гроулинге. Как бы то ни было, а канадцы, одни из не многих, кто умеет рубить брутал-техникал-дэт интересно.

Далее шел трэшак Havok, хардкор Terror и наша Аркона. Все это я с душевным спокойствием тоже пропустил. Кроссовер-трэш не очень котирую, как и американский хардкор. Ну а Аркона уже видена столько раз, что растрачивать свои силы на нее абсолютно не хотелось. Но зато впереди был Nile.

Nile, как и Fleshgod Apocalypse, как и Gorguts имеют на современной дэт-метал сцене свое уникальное лицо. Помимо ох..ительных риффов, завораживающих соляг, мастерской игры, есть и тематическая концепция. Единственный минус – на вокале и басу молодой музыкант Brad Parris. Куда дели лысого Dallas Toler-Wade, который еще недавно приезжал к нам в рамках печально известного тура с Belphegor? Свалил? В остальном – эталон для такой музыки. Слава Анубису!

Дальше был Samael, виденный мной уже раза 3-4. В любой другой ситуации пошел бы на швейцарцев послушать Throne of Baphomet и прочее их творчество. Но на Metalgate синхронно с ними выступали англичане Swans. Причем это был их завершающий тур, такого больше не увидишь. Каким образом «Лебеди» попали на фестиваль экстремального метала, не сразу поймешь. Да и сами англичане тоже, видимо, не совсем понимали, что они тут забыли. Перед выступлением Майкл Джира даже показал фанатам «козу», сказав, что никогда ранее этого не делал. Но, увидев ликование в толпе, сразу поменял ее на «фак». Но связь между музыкой Swans  и металом все-таки есть. Известно, что большими поклонниками были музыканты ранних составов Napalm Death. И если вы послушаете заглавные треки на «напалмах» 1987-88 годов, то знайте, они написаны под влиянием «Лебедей». Да и завершающий трек на 1992 тоже в том же стиле. А если вы послушаете Godflesh и сравните со Swans, то там будет столько заимствований и подражаний, что удивляться не чему. С учетом того, что сам Godflesh стал образцом для подражания десятков других метал-индустриальных групп, то влияние Swans на тяжелую сцену есть несомненно. Можно лишь похвалить организаторов Brutal’a, что раз за разом они расширяют стилевые границы. Два года назад на этой же сцене выступали дарк-милитари-фолклорцы Rome. Теперь титаны нойз-рока, индастриала и панка.

Выступление Swans напоминает миниоркестр. Майкл стоит в центре, играя роль дирижера. Все музыканты, как загипнотизированные смотрят на него и внимательно следят за его мимикой и жестами. Кажется, он вообще импровизировал. Когда он чувствовал, что нужно поддать жару, то давал всем сигнал и все синхронно начинали «шуметь». И так волнами, то утихая, то поднимаясь, шла композиция за композицией, ввергая в транс слушателей. Вот так примерно я и отстоял часа полтора. А концерт все не заканчивался. Майкл Джира под конец уже разошелся не на шутку и давай скакать по сцене… Но я все-таки решил удалиться, не дождавшись окончания. Ради Emperor на одной из основных сцен.

Emperor предстал в моей жизни живьем уже второй раз в жизни. И если в первый раз это был полностью сыгранный дебютный альбом In the Nightside Eclipse плюс кавер-версия на A Fine Day To Die (Bathory), то в этот раз была смешанная программа. Сначала был полностью сыгран Anthems to the Welkin at Dusk. А потом добавлены треки из других альбомов. Завершилось, конечно, их гимном –Inno a Satana. Но главное, наконец-то я услышал живьем эти строки: «Nightspirit/ Spirit/ Embrace my soul».

Послушав пару песен Opeth, я понял, что без дивана и чашки чая не согласен такое слушать. А поскольку диван и чай мне никто не предложил, а лежать на гравии я не хотел, то побрел на Metalgate. Сцена с таким названием в этот у раз удивляла все больше своей неметалличностью. То Swans, теперь KMFDM. Нет, я старый поклонник их творчества. Но сцена-то – «Ворота в метал»…

В общем, Саша Конецко и его музыканты завели публику с первой песни и заставили всю эту ораву целый час скакать. В общем, спокойно постоять и пофотографировать не очень-то получилось. При этом свет был поганенький. Во всем остальном – шик и блеск. Танцевально-индустриальная газонокосилка прокатилась по мозгам публике, заставив трястись в такт своего двигателя.

А в это время над крепостью сгустились тучи и пошел дождь. Но непогода непогодой, а годноту пропускать нельзя. Последним выступлением для меня в этот день стал Rotting Christ. Или как его сегодня называют организатору в России в угоду православному активисту Дмитрию Энтео – Rotting C. К началу их выступления дождь закончился, а в воздухе воцарилась приятная прохлада и свежесть. Греки сыграли, в основном, материал с Rituals, а также предыдущего альбома. Сильно под такую музыку не послэмишься. Но, конечно, Societas Satanas, где можно было попрыгать и побегать. Apage Satana — вот ядро этой музыки, которое пульсирует вечным огнем в сердцах ее поклонников.  

День третий

В этот день программа для меня началась с хмурых дедушек Crowbar в 15.35. Я снова пропустил  кучу неизвестных мне названий и нисколько об этом не пожалел. На зато сходил поесть в столовку, посидел со швейцарцами, от души выпил, уснул, проснулся и, наконец, был полон сил, чтобы стоять до упора.

Сладже-думовые американцы снова затянули свои наркотические баллады. Несмотря на то, что в записи я их слушаю не часто, но зато их концерты мне по душе. Вот уже второй раз их вижу с интервалом в три года, а не надоедает. Особенно вот эта песня, которую знают все настоящие фанаты Crowbar: That lasting dose turns cold and blue/ I've died before so many times…

Зарядившись душевностью от нью-орлеанцев, мне предстояло надолго зависнуть на Metalgate. И как оказалось, не зря. Напомню, что Metalgate крытая сцена. И именно в этот день случился самый мощный порыв ветра и дождь, подобный извергающему вулкану. Не иначе сам Иегова был недоволен тем, что его не почтили на этом мероприятии. Поэтому решил напомнить о себе нечестивцам и богохульникам. А может и Тор воздал благодарность за то, что его имя многократно было произнесено на этом празднике жизни. А Чёрт его знает.

Сначала я пристроился послушать новозеладских скинхэдов Ulcerate. Скорее всего, до этого я никогда не слышал их в записи. Обратил внимание на длинные страусинные шеи музыкантов. Что до музыки, то я никак не мог понять, это black или death. Пока не поймал себя на мысли, что где-то я уже это слышал. Очень похоже на австралийцев Portal. Техника игры от дэта, а вот долбящий шквал – от блэка.

Затем началось три часа десерта. Причем никуда не надо было бегать. Сил я накопил, а потому с товарищами мы встали в самом первом ряду у ограждения. Три офигительных банды шли подряд. А в это время над крепостью сгущались черные-черные тучи, всех должен был накрыть беспощадный дождь. Так и случилось. Из-за непогоды даже останавливали концерт Sacred Reich на одной из основных сцен. Но мы были под защитой.

The Crown вдарили скоростной беспощадный шведский дэт-метал. Единственное, из-за дождя опустили покрытие по бокам, и звук стал какой-то пластмассовый. Было очень много барабанов и вокала. А вот гитары куда-то пропали. А ведь The Crown богат боевыми риффами и душещипательными солягами. Все это забивалось шумом.

Далее были короли death metal. Да не Cannibal Corpse… А возрожденный из пепла Possessed. Jeff Becerra заметно похудел и был пьяненький. Конечно, не такой, как нынче Паук на сцене. Но глазки замедленно хлопали и смотрели рассеяно. Сначала было интро Beyond the gates, а затем трек из EP-шки 1987 года — Confessions. Затем была сыграна вся эта EP-шка полностью. Одна новая песня Shadowcult, весьма напоминающая стилистику альбома 1986 года. Одна песня с Beyond the gate – Heretic. И пара песен с их главного непревзойденного альбома: The Exorcist и Death Metal. Странный выбор для сетлиста. Когда я их видел в первый раз в 2012 году, то упор был сделан как раз на заглавный альбом. Но все остались довольны. Даже стоящий рядом товарищ, который их ранее никогда не слышал, отметил «злую» музыку.

Далее шла хоть и молодая банда по отношению к The Crown и Possessed, но не менее захватывающая — Igorrr. Никогда бы не подумал, что когда-нибудь увижу их в жизни живьем. Но вот это случилось. Всего четыре музыканта делали такой хаос и ад на сцене. Один – ответственный за звуки, в том числе синтезированный гитарный звук, сэмплы и электронику в целом, второй ударник и два вокалиста. Две сценических противоположности: неандерталец и стройная муза-танцовщица. Вся музыка построена на эклектике: барокко, дэт-метал, брейкор… В общем, кто в курсе, и так знают. Кто нет, но любит экспериментально-авангардную музыку, основанную на метале, то заинтересуйтесь.

После невероятной силы дождя там, где ранее были пыль, стало жидкое месиво, так что пришлось не идти, а прыгать от островка к островку. Над крепостью все еще была чернота и прохлада. Но уже не капало. Жаль, что из-за таких резких погодных изменений пришлось пропустить Incantation, хотя на этом фестивале он давал даже два выступления. И еще одно на афтепати в Праге. Но увы, ни одного так и не удалось посмотреть.

Зато впереди меня ждал Carcass. Переодевшись потеплее и перекусив, я снова поплелся к сцене. И вот английская четверка начала свои патологические рассказы… На свою голову я протолкнулся почти к самой сцене и чуть было не лишился фотоаппарата. Но кепки (между прочим, фирменной с Hellfest) точно лишился из-за неугомонных слэмеров и краудсерферов. Правда, после концерта все же нашел ее всю истоптанную и грязную. И сколько бы я не пытался сделать фото в такой толкучке, путных получилось, максимум, 2-3. Вот такой ад пришлось пережить на «Трупе». Но оно того стоило. Ведь это Carcass.

И так, оставался только еще один сет – Electric Wizard. Я не большой поклонник, но мой компаньон просто визжит от них. Пришлось пойти заценить. Качающие трансовые риффы, ретрозвук, видеоряд из каких-то фильмов про сатанизм и магию, ведьм и байкеров-нацистов и, главное, наконец, можно было спокойно постоять. Моша не было, ибо музыка не предполагала этого. Все это позволило отдохнуть хотя бы к концу дня. На такой успокаивающей ноте и закончился третий день.

Вот, правда, в этот день у нас с товарищем залило палатку. Хорошо, что все документы и техника в этот момент у меня было с собой. А у товарища залило диски. Обидно. Будьте осторожнее. Устанавливайте палатки на совесть, а не как попало. Яромерж хоть и не Вакен, но бывает, что тоже заливает.

День четвертый

Финальный день в своей концертной части начался для меня с Artillery, группы заменившей Protector. Лучше бы, конечно, выступили немцы, чем датчане. Первые больше мне по вкусу, больше жесткости и жесткости. У вторых из оригинальных музыкантов, видимо, остался один человек, остальные молодежь, которые и задавали жару. Так что вокалист даже спустился в народную массу и потусил с ней.

Немного захватил несчастных ловеласов Decapitated, что нынче томятся в застенках американского правосудия. Но поскольку уже довелось их видеть живьем, то не стал слушать всю программу. Впрочем, если бы знал их судьбу, так, может быть, и заценил полностью. Когда теперь еще свидимся.

Наконец, я дождался настоящего брутального американского трэша. Никогда бы не подумал, что смогу увидеть живьем Demolition Hammer. Но вот этот звуковой шквал бензопильных риффов, мотор-бочек и сурового баса обрушился на меня. Не стареют душой ветераны. Тут ни убавить, ни прибавить. Тут просто видеть и слушать надо. Хотя слэм в первых рядах опять же был дикий, так что мне даже пришлось вступить в конфликт с какими-то чехами или поляками.

Далее было нечто невразумительное от маэстро Йохана Эдлунда. Кто не знает, это бессменный лидер Tiamat. Было запланировано сыграть полностью Wildhoney. Ну сыграли, и что? Да ведь там же половина песен это ambient, который на сцене не сыграть, а только пустить фонограмму. По сути, там полноценных думовых песни четыре штуки. Ну что, разве наркоманско-атсральные Do You Dream of Me? и A Pocket Size Sun — это треки для живых выступлений? Их надо слушать дома, откинувшись на диване и чем-нибудь укрывшись. Провал был обеспечен. При этом, что товарищ Эдлунд что-то явно принял и стал буквально уходить в тот самый атсрал, решив то ли присесть, то ли прилечь, так что тем, кто стоял от сцены метров за пять, его даже было не видно. Лучше бы, конечно, сетлист состоял из самых лучших боевиков дискографии Tiamat. Вряд ли стоило пытаться удивить вот таким странным образом. Лица у большинства зрителей были унылыми и расстроенными.

Наконец, пришло время посетить Metalgate, единственный раз в этот день. И все ради Vallenfyre, проекта Грегора Макинтоша из Paradise Lost и его друзей. Только струны он там не терзает, а рычит в микрофон. Это такая мощная английская жирнота, сочетающая в себе ранний Bolt Thrower, Napalm Death, Autopsy, Entombed, Grave и, конечно, слегка дума или медленного дэта а-ля Paradise Lost. Да, и имидж у Макинтоша теперь стал типично олдово-английский – панк из 70-х. В последний раз в составе Vallenfyre у него были дреды до жопы.

Высшее мастерство показал Devin Townsend в своем одноименном проекте. И вокал, и гитарная игра, и даже шутки на высоте. Все эти распевы с последнего альбома захватывают дух. Претензий – ноль. Кто ценит его творчество, обязательно должны это увидеть хоть раз в жизни.

Не облажались и Amorphis. Хотя в этом году уже довелось их видеть. И, кажется, на отдельном концерте они воспринимались лучше. Здесь, видимо, в общем потоке прошли средне. Но неплохо.

Наконец, все завершилось адской мессой Mayhem. С восторгом и облегчением я насладился De Mysteriis Dom Sathanas. Задник с обложкой легендарного альбома, алтарь со свечками, маска выдумщика Attila Csihar, балахоны на музыкантах. И бешенство в каждом звуке. Характерно, что в этом году я тоже видел Mayhem, эту же самую программу. И причем примерно в то же самое время по датам, что и Amorphis. Но вот вторые прошли просто нормально. А Mayhem снова залили душу и сердце своей инфернальной чернотой. Так что, если вы прочитали этот отчет до конца, то желаю вам тоже прочувствовать мертвецко-холодное прикосновение музыки и шоу Mayhem и Того, Кто вдохновляет их на творчество.

И все-таки был еще посткриптум. К сожалению так и не смог посетить сцену KAL в течение всего феста, зато хоть напоследок заглянул оценить шведов In slaughter natives. Апокалиптические марши были в самом разгаре, люди — кто лежал, кто сидел, причем прямо на сцене и втыкал. Под звуки труб демонов Армагеддона  наступил занавес фестиваля. Еще один фестивальный тур состоялся. 

 

Emuzon благодарит организаторов за предоставление аккредитации, также спасибо за подсказки Ивану Комарову, бывалому посетителю фестиваля.

Смотреть фото: часть 1 и часть 2.