Moon Far Away: Подлинный сатанизм – это современная поп-культура

20 апреля в Екатеринбурге, спустя почти пять лет, снова даст концерт одна из выдающихся группа русского неофолка Moon Far Away. Emuzon побеседовал с лидером группы Алексеем Шептуновым (он же  Count Ash) о политике, религии, музыке, готической и неофолковой сцене, и планах группы на будущее.

Последний раз вы выступали в Екатеринбурге, кажется, в 2007 году. Я был на том концерте, люди слушали музыку, затаив дыхание, и пришло вроде немало народу по масштабам того клуба, где вы выступали. Почему потом так долго не приезжали?

Да, это был прекрасный концерт – вообще, те несколько лайвов, которые мы сделали совместно с Vishudha Kali, отличались собственной неповторимой атмосферой. И я был очень вдохновлен Екатеринбургом — наконец-то толком проникся духом этого города, чего ранее не удавалось. Опять же, очень тогда повезло с организаторами, и сама атмосфера музея, где мы выступали, была очаровательна, а публика воистину правильной. К сожалению, у нас не каждый год получается осуществлять транссибирские туры, да и музыку мы играем весьма специфическую, требующую определенной доли проникновения в нее со стороны промоутеров, известной доли компетенции и самоотдачи. Поэтому наверстать этот опыт выступления в Екатеринбурге нам удастся лишь в апреле 2013 года. И мы очень этому рады.

За время своего существования вы стали довольно известной группой. Не было планов или желания перебраться в Москву?

Рассудок действительно говорит о том, что в столицах больше возможностей. Но сердце никогда не обманывает. С другой стороны, сколько замечательных коллективов не выдерживают в мегаполисах этого бешеного ритма – и остаются никому не известными… Но основная причина того, что у меня не было желания переехать в Москву, это неприязнь атмосферы этого города. Ни социальной, ни культурной, ни даже химической. Это не то место, где я хотел бы жить. Архангельск — именно то самое. 

MOONFARAWAY, судя по текстам, патриотичная группа. Что для вас патриотизм — это любовь вообще к Родине или все-таки, прежде всего, к малой Родине – месту, где родился и живешь. Например, Северный Кавказ или страны Средней Азии, которые раньше входили в состав России, для вас тоже Родина?

У патриотизма несколько уровней — начиная со своего дома, улицы и города — и заканчивая государством. За последние годы масс-медиа сделали все, чтобы сделать понятие патриотизма в сознании жителей России чем-то китчевым и ветхозаветным. Поэтому употреблять его приходится с оговоркой. Моя родина для меня — это, конечно, прежде всего, Архангельск, Поморье, Русский Север. С другой стороны, Россия — это всегда и однозначно империя, поэтому и жители других республик, которые с гордостью называли себя русскими (жителями Российской империи), и которые в большинстве своем говорят на одном с нами языке, для меня такие же соотечественники, разделенные с нами политическими обстоятельствами. Другое дело, что я лично был далеко не во всех этих регионах, о чем очень жалею.

Имеете ли вы какое-то отношение к официальному госпатриотизму или, может быть, были предложения со стороны властных структур как-то поддержать их, поучаствовать в их мероприятиях? Откуда вопрос. В сети есть самопальные клипы, когда берут вашу музыку, а накладывают на нее картинки «патриотичного» толка.

У нас не было творческих контактов ни с какими из ведомств, отвечающих за официальную пропаганду национальной идеи и патриотических настроений. Хотя мы выступали на нескольких формально официальных фестивалях и акциях. Думаю, чиновники, отвечающие за такую пропаганду, пока не слишком понимают, что должны делать на самом деле, каким образом оживить и очеловечить эти хорошие идеи, «перепрошить» их новыми методами и звуками.

Да, я видел много самодельных видео на нашу музыку – одни более профессиональные, другие менее. Ничего против народного творчества я не имею, это, ежели хотите, тоже некая разновидность того, что фольклористы XXI века называют пост-фольклором. Среди этих роликов на нашу музыку, как правило, нет фальши – они иногда несовершенны технически, но всегда искренни. Я не раз говорил о том, что официально разрешаю любое некоммерческое использование нашей музыки в «правильных» целях. Недавно, например, для меня настоящим художественным шоком стало танцевальное представление, которое создали на основе нашей музыки участники детского хореографического театра «Домино» из Череповца. Очень надеюсь, что мы выступим с ними вместе как раз в Екатеринбурге, где у нас чудом пересекаются гастрольные графики.

Кстати, никто вас не пытался обвинить в покушениях на официальные символы России в связи с названием вашего сингла «Новый гимн России»?

Нет, такого никогда не было. Идиотов все-таки меньше, чем иногда кажется. Кстати, самую развернутую и литературоведчески глубокую рецензию на этот сингл, к моему большому удивлению, напечатала в свое время газета «Лимонка».

В последнее время витает концепция Русь vs России, разделяющая эти два понятия. В своей песни вы тоже выбрали понятие не Россия, а Русь. Как считаете, это одно и то же или есть рациональный смысл в разделении этих понятий? Или же такое разделение деструктивно для нашей страны?

В названии композиции мы исходили скорее из более яркой образности слова «Русь», и отсутствия в нем коннотации государственности, официоза, что более подходит к слову «мама». Да и ритмически «Русь» более подходило под данную конкретную песню. Для меня эти понятия, конечно, во многом синонимичны, хотя и имеют свои оттенки смысла. Хвала великому русскому языку, мы всегда можем подобрать именно то слово, которое будет оптимальным в нужный момент. Относительно деструктивности разделения двух понятий, это, по-моему, всего лишь вербальные «игры патриотов». Я имею в виду различные лагеря патриотических сил, разделенные верованиями, политическими воззрениями и так далее.

Есть ли у тебя какие-то политические взгляды, если да, то, как их можно охарактеризовать?

Конечно, таковые есть. Но, повторюсь, это одна из тем, которых я не люблю касаться, как части своей обыденной, не относящейся к музыке жизни. Просто из-за того, что не желаю, чтобы MOON FAR AWAY воспринималась как средство для пропаганды хоть каких-то идеологических или политических установок.Мы хотим быть актом чистого духовного искусства, который не имеет ничего общего с современным социумом и его священными коровами, в том числе политикой. Хотя, к сожалению, разговоры об этом заходят практически в каждом интервью.

Извини, что не смог удержаться. Тогда перейдем к теме религии. Тоже не могу сдерживать себя. В своих текстах вы не раскрываете до конца, каких же религиозных взглядов вы придерживаетесь? Если это не секрет, то можно их раскрыть? Можно было бы не обращать на них внимания, каждый вправе верить во что хочет. Но ваши взгляды уж сильно влияют на идейную и текстовую составляющие музыки. Вы православные христиане или родноверы, или что-то особенное третье.

Это не секрет, я придерживаюсь православного христианства, остальные участники группы в той или иной степени тоже. Однако я не считаю, что эти сведения обязательны для правильного восприятия нашей музыки, не думаю, что наши религиозные убеждения как-то сильно выражаются в нашем творчестве. Мы не проповедуем идеологемы, мы транслируем идущие через нас свыше образы. При этом я испытываю интерес ко многим религиозным и культурным традициям. Возможно, это тоже заметно по нашей музыке, но опять же, это лишь образность и общие элементы обрядовости. Например, альбом «Беловодие» не мыслим без языческих символов, но только в том виде, в каком они были зафиксированы собирателями в конкретных фольклорных текстах. Современные квази-религии и «религиозную реконструкцию» я категорически не приемлю.

Если все же православные христиане, то не смущает ли вас, что готик-сцена близка к оккультным/эзотерическим вещам, далеким от христианства, а многие неофолк/дарк фолк/мартиал индастриал-проекты вышли из black-metal, который, за исключением небольшого количества групп, всегда был антихристианским. Или же это все не так важно? Личные религиозные взгляды – одно, а мир музыки – другое?


Во-первых, лишь ничтожное количество т.н. оккультных групп, или групп bm-направления смогли достойно воплотить те идеи, которые они декларируют. Как правило, эта музыка вызывает ощущение просто музыки, а их взгляды остаются просто темой для интервью. Во-вторых, если уж на то пошло, то подлинный сатанизм – это современная массовая поп-культура в чистом виде. Голова козла, вписанная в пентаграмму, смешна после тех ликов, которые мы иногда видим с экранов музыкальных телеканалов, не находите? Скажу больше – зачем нужен тот архаичный и смешной «темный» культ, если есть стройная и логичная концепция современного либерализма, которая абсолютно полностью противоречит всем традиционным нормам древних религий и целенаправленно ведет цивилизацию к коллапсу? Ну, а насчет готики, то в ней, по крайне мере, есть некий индивидуализм и элементарный вкус, плюс подсознательная, иногда очень болезненно переживаемая тяга к метафизике. Это очень трагичное по мироощущению направление субкультуры, в котором за свои ошибки люди нередко платят собственными жизнями. Несмотря на то, что готическая музыка меня почти перестала интересовать, я сохраняю к этой культуре уважение.

Кстати, ваш сценический имидж тоже далек от православия, он принципиален? Есть ли в нем какой-то смысл?

А у православия есть некий официальный сценический имидж? Наш сценический облик ни близок к православию, ни далек от него. Это просто явления разного порядка. Однажды мы играли на традиционном фолк-концерте в городе Электроугли Московской области, его проводил местный приход Святой Троицы. На этой площадке отыграли уже практически все фолк-звезды России, и множество гостей из-за рубежа. Тогда мы специально уточнили у батюшек, которые делают эти (к слову, бесплатные для посетителей) концерты, готовы ли они к музыкантам в масках? Впрочем, те оказались в курсе нашего имиджа и даже особо просили, чтобы мы выступали именно в своем обычном сценическом имидже. А потом лично и с немалым юмором примерили наши маски после концерта — благо, была Масленица. Что касается смысла наших костюмов – да, для нас он, конечно, есть.

Кого можешь отметить из современных исполнителей, как зарубежных, так и отечественных. Кого порекомендуешь послушать нашим читателям? Слушаешь ли кого-то, помимо неофолка и готики. Может быть, метал или индастриал?

Я фанат музыки практически во всех ее проявлениях. Стараюсь каждый день открывать для себя что-то новое. Поэтому свои фавориты — как и свежие увлечения — у меня есть во многих жанрах. Последний год много слушаю полевых фольклорных записей и русские духовные стихи. Это вечное, и потрясающее. Наряду с этим сейчас в моем дорожном плеере играет, например, удивительнейший грек Psaranthonis, одни из последних героев готик-рока MiseryLab, много-много пост-рока, эзотерический шансон «Кооперативъ Ништякъ», кое-что из старых альбомом The Orb, гениальные британские пост-панки The Fall, свежие IAMX и Love Is Colder Than Death, конечно, вечные Sol Invictus и ORE, и много еще чего.

В одном из интервью я читал, что ты большой поклонник Joy Division. Несколько лет назад Питер Хук, бывший басист группы, создал проект: он колесит по миру и играет первые два альбома. Не доводилось бывать? Они у нас будут выступать почти накануне перед вами – 18 апреля. Стоит сходить? Или уже не то? Если, конечно, доводилось бывать на таком концерте.

Действительно, я считаю Joy Division совершенно знаковым коллективом для всей современной музыки. Группой, которая вновь вывела внутреннюю магию исполнителя на первое место. Возможно, я бы и сходил лично на концерт, о котором ты говоришь. Но, конечно, не как на концерт Joy Division — проект умер в день смерти Кертиса. Вернее, сегодня он жив в полной мере только в их старых записях. Все остальное — New Order, которых я тоже очень люблю, или сольные опыты Хука — это совсем другая история. Возможно, это и забавно на уровне кавер-бэнда, не знаю. Но боюсь, что басист JD сейчас занимается исключительно заработком на старом имени.

Есть желание поиграть в каких-то других стилях?

Нет. Формат MFA очень широк и позволяет самые разные эксперименты. Но если таковое желание возникнет – я это сделаю.

Что на сегодня представляет собой рок-сцена Архангельска. Есть ли еще какие-нибудь интересные группы. Ну, конечно, многие знают в России проект Six dead bulgarians. Но, кроме него и вас, вроде ничего и не было слышно. Или плохо слушаем здесь на Урале?

Вопрос не совсем ко мне. За рок-сценой я особо не слежу, хотя там есть вполне симпатичные новые группы и достойные старички. Из близких нам команд посоветую Splendor Solis — чувственный дарк-фолк, схожий эмоционально с Romowe Rikoito. Насколько я знаю, господа скоро выпустят дебютный диск, который наверняка стоит послушать.

К слову говоря об Урале. У нас тоже есть группы, играющие неофолк или рок-фолк. Не доводилось слушать, например, H-Ural, Сечень и ряд других. Хотелось бы услышать твою оценку, как человека добившегося приличных высот в этой музыки по рамкам России.

Первую команду не слышал. Вторые понравились своими выступлениями в Архангельске — профессиональный, искренний и веселый фолк-рок (не неофолк, конечно). Но вообще Екатеринбург у меня ассоциируется с дарк-эмбиентом и некоторыми проектами, которые и заложили основы, по сути, этого жанра в России.

Вы выступали на Wave gotik treffen. В ближайшие пару лет мы тоже собираемся туда с товарищами, но только в качестве зрителей. Расскажи, как прошло тогда выступление, вообще, как получилось, что вы туда попали, как восприняла публика? Судя по всему, в Германии знают ваш коллектив и принимают?

Это был очень хороший опыт. Организаторы WGT приглашали нас еще годом раньше, но тогда «Почта России» задержала приглашения из Германии на полтора месяца, и мы не успели сделать визы. Мы играли на одной сцене со SPIRITUAL FRONT, THE GREEN MAN, ROME и EGIDA AUREA. Нашими зрителями на концерте были около трех с половиной тысяч человек. Собственно, тогда я познакомился лично с Симоне Сальватори из SF и позже привез его к нам в Архангельск. В целом концерт был отличный – хотя ROME оказались еще скучнее, чем в записи. Среди публики было много людей, которые знают наш материал и приехали на концерт специально из разных уголков Европы. Люди с акцентами разных стран выкрикивали из толпы названия русских песен с «Беловодия» — очень трогательно. К сожалению, на других концертах присутствовать не удалось чисто технически — из-за расписания тура мы уже на утро покинули Лейпциг. Фестиваль удивил идеальной организацией, продуманностью буквально всех элементов и истинно германской пунктуальностью.

Возможно ли в России организовать нечто вроде Wave gotik treffen? Или администрации не согласятся, для них это вызывающее сборище чего-то маргинального, или, возможно, и нет такого числа поклонников подобной музыки?

После нескольких неудачных опытов организации российских готических опен-эйров, пожалуй, скажу, что всё-таки нет. Во-первых, это не совсем наша культура, и на массовый уровень такой фестиваль у нас, к сожалению, никогда не выйдет. Это главная причина — отнюдь не противодействие со стороны властей. Для той же Германии готика это часть современной общеевропейской карнавальной культуры, у нас же — способ для некудышных родителей свалить на кого-то свое непонимание собственных детей.

Где еще приходилось гастролировать за рубежом и как там принимают группу, чья музыка основана на традиционных русских мотивах?

Практически вся Россия, плюс Литва, Норвегия, Польша, Беларусь... Пока у MOON FAR AWAY не столь широкая гастрольная география. Я нигде не встречал непонимания по отношению к нашей музыке — даже в той же Норвегии, пожалуй, самой эмоционально холодной — и при этом дивно красивой европейской стране из всех. При этом мы выступали на достаточно разных по формату фестивалях — от неофолковых и готических, до чисто фольклорных и джазовых. Что еще раз доказывает то, что музыкальные стили придумали продавцы в супер-маркетах.

Кстати, очень странно (как минимум интересно разобраться, почему так), что западной публике начинают нравиться российские рок-команды, замешанные на русском фолке. Например, есть группа «Аркона», которая хоть и играет метал, но на основе фолка. Так, она не вылезает из гастролей по Западным странам и метал-фестивалям, которые там проходят. Другим российским метал-группам сделать такой прорыв оказалось не по зубам. В чем феномен? Западная публика заново открывает для себя Россию через ее неофолк-группы?

Странного в этом не так уж и много. Я знаю, что русские группы с ярко выраженной фолк-составляющей популярны в Германии, но ведь по большому счету мы принадлежим к одной культуре, традиционализму единого толка. Конечно, Россия на Западе до сих воспринимается сквозь чудовищную призму — и многие СМИ намеренно работают для того, чтобы эта призма была еще более кривой. За всем этим чувствуется определенный геополитический заказ. Но здравый смысл и, конечно, общие культурные и языковые корни делают свое дело. Плюс, безусловно, менеджмент АРКОНЫ работает выше всяких похвал, как и их европейский лейбл.

Какие планы группы на будущее?

Впереди в этом году много концертов и фестивалей. Взят курс на выпуск нового альбома, который будет называться «ACOU». Материал написан и частично записан. Работа в самом разгаре, альбом будет издан на традиционном физическом носителе — да, мы и тут традиционалисты — одновременно в России и на одном из западных лейблов. Также наш российский лейбл Shadowplay готовит долгожданный подарок для всех коллекционеров — виниловое переиздание альбома «Беловодие», которое будет осуществлено в ближайшие месяцы. Также, надеюсь, у группы дойдут руки до записи нескольких кавер-версий любимых песен всех времен и народов в крайне странной MFA-трактовке. Это то, о чем можно говорить. Планов же на самом деле гораздо больше. И некоторые из них совершенно неожиданны.

Что ждать поклонникам Екатеринбурга 20 апреля. Это будет какая-то особенная программа?

Как всегда, мы попытаемся сыграть свой лучший концерт в истории. Обращаю внимание, что на этот раз MOON FAR AWAY прибудет не в качестве дуэта, а полным составом в 4 человека. Надеюсь, будет возможность в полной мере использовать наш концертный видеоарт. Остальное — уже совсем скоро увидите сами.

Расписание весеннего тура MOON FAR AWAY:

  • 3 апреля - Архангельск
  • 12 апреля - Красноярск
  • 14 апреля - Кемерово
  • 15 апреля - Новосибирск
  • 16 апреля - Томск
  • 20 апреля – Екатеринбург, клуб «Нирвана» 
  • 25 апреля - Волгоград
  • 27 апреля – Самара

Группа в VK, посвященная концерту MFA в Екатеринбурге:

http://vk.com/event51226897