Павел Леонов (Вечный огонь): Наши песни — послания богов

Уральская метал-сцена известна не только Fatum и Gormenghast, но не так давно то там, то здесь стал выступать коллектив «Вечный огонь». Его создателем оказался бывший участник легендарной «Русской зимы», басист Павел Леонов. Группа продолжает линию «Зимы», все тот же приблекованный дум, навеянный Hellhammer и Celtic Frost. А где-то местами даже прослушивается панк. В общем настоящий уральский метал-андеграунд, каким он был в начале 90-х, но свою суть и дух он сохранил до сегодняшних дней.

Павел, скажи, откуда такое название возникло для вашей группы?

Название символизирует животворящий созидающий огонь мироздания — Инглию.

Ваш состав заметно пересекается с «Русской зимой». Можно ли «Вечный огонь» считать некой реинкарнацией «Зимы». Или это отдельный проект?

Наш коллектив — это не клон «Русской зимы», а совершенно автономна, хотя, ты наблюдателен, парни действительно задействованы еще и  в «Русской зиме». И надо признать, что и для меня, как экс-участника «Русской зимы», эта группа была отправной точкой.

Как бы ты охарактеризовал современную российскую метал-сцену?

Бесспорно, современная российская метал-сцена достигла мировых уровней. Но появился некий технократический подход в музыке. А за этим теряется душа и «изюминка». Но все же будущее у нашей музыки есть, покуда будут фэны, которые ее будут слушать.

А как думаешь, если у нашей сцены дать миру новый Slayer, Rammstеin или хотя бы Burzum?

Это на самом деле не так важно. Главное, чтобы всегда оставались неравнодушные люди, готовые играть это музыку по мере своих сил.

Если сравнить конец 80-х и начало 90-х с нынешним временем, то в чем отличия для музыкантов метал-групп?

Раньше народ  ломиля на какой-нибудь затрапезный сейшен, когда можно было огрести от ментов или гопников. И для нас это был истинный андеграунд. Как мы зажигали в 80-90-е! Эх, было время. А сейчас, наверное, все обожрались изобилием, и даже у нас в Екатеринбурге суперзвезды не собирают залов. Отсюда вывод: ситуация печальная. Но есть и плюсы. За длинные волосы на улицах уже давно не плющат, а в «косухах» даже «чебуреки» ходят. Сегодня наши инструменты и аппаратуры превосходные. Мы, можно сказать, в шоколаде. И с легкой иронией вспоминаем, на каких поленьях мы играли в 80-90-х. У каждой эпохи свои недостатки и преимущества.

Но ведь сегодня есть интернет, разве он не служит неким способом промоушена?

Согласен, и даже могу сказать, что пиратство в какой-то мере это благо, по крайней мере, для таких андеграундных групп, как мы. И интернет, конечно, играет колоссальную роль в качестве распространения и промоушена. Особенно, если учесть, что диски и так практически никто не покупает, как, впрочем, и на концерты не ходят.

Вот ты сетуешь, что диски не покупают, но ведь нашей российской группе «Аркона» удалось завоевать даже западную аудиторию. Что касается посещения концертов, то многие музыканты, с которыми мне доводилось общаться, того же мнения.  Но как какой-нибудь концерт, адже зарубежной группы, то их там никогда не увидишь, не говоря уже о том, чтобы они сами приходили на концерты местных групп, своих, по сути, коллег.

Львиную долю в популярности «Арконы», я считаю, действительно сыграл грамотный промоушен. Это дело хорошее. И «Аркона» лично мне шибко нравится. Но мы не ставим себе каких-то глобальных целей. Мы просто играем музыку, которая нам нравится и если понравится еще кому-то, то это хорошо. А коммерческая сторона вопроса наш «Вечный огонь» совершенно не волнует — не рублем единым жив человек. Независимо от того, хороший промоушен у группы или плохой, главное это не опопсеть, как это часто бывает в шоу-бизнесе, и не идти на поводу у дельцов от музыки. Главное для нас — это делать так, как ты считаешь нужным, чтобы сохранялось творчество и полет мысли, а не лепилась очередная зализанная штамповка. Если говорить о концертах, то ты в чем-то прав. Я ощущаю и по себе и по другим: всех охватила глобальная апатия. Хотя для меня это нормально: уже и возраст, и семья, и дети, и работа. Плюс приходится не жить, а выживать в непрекращающемся кризисе.

Кстати, про возраст. А не поздно ли начинать карьеру рок-музыканта?

Ну, я начал ее не сегодня. Я же играл еще в 90-х в «Русской зиме». Другое дело, что «Вечный огонь» это относительно молодой проект. В любом случае, начинать карьеру музыканта никогда не поздно. Главное, чтобы было желание и идеи.

Тогда расскажи, что могут послушать те, кто никогда о вас не слышал ранее.

У нас уже было выпущено два альбома. Правда, оба они под маркой «Русской зимы». Это «Русский гнев» 2004 года и «Однажды в студеную зимнюю пору» 2012 года. Сейчас приступаем к записи альбома под рабочим названием «Ненависть». Если вы хотите не просто скачать, а приобрести нашу музыку на носителях, то это можно сделать через Depressive Illusions Records (Украина).

А как бы сам охарактеризовал стиль «Вечного огня»?

Мы совершенно не зашорены рамками жанров, поэтому судить оставляем музыкальным критикам.

О чем ваши тексты?

Практически все тексты несут смысловую нагрузку. Это и эмоциональные переживания человека в наши дни, это и небольшие экскурсы в историю. Но мы также пытаемся сделать нашими текстами этот мир немного лучше.

А если подробнее? Ведь даже название группы относит нас к языческой мифологии.

Например, в песне «Ненависть» речь идет о вражде и ненависти, охвативших наше общество, когда ненавидят все друг друга все и вся без особых на то причин. Вот некоторые строки: «В кипящем котле безумных страстей, где зло превращает себя в самоцель, в том вареве смрадном, что плоть мою жжет, мой ангел-хранитель меня не спасет…»

Примерно той же идеей пропитана композиция «Земля потерянных душ»: «Вечным проклятьем покрыта земля — та, что вокруг этих мест пролегает. Боль и страданья впитала в себя о тех, кто здесь сгинул — никто не узнает…»

Песня «Семь врат ада» рассказывает о том, что весь мир превратился в одну огромную тюрьму: «Трехглавый Цербер, врат хранитель, теперь весь мир — твоя обитель. Не надо больше сторожить врага, когда кругом сплошная тьма…»

Но есть песни о которых ты говоришь, то есть они навеяны древним славянским эпосом и родной верой. Например, «Славянские боги»: «Скажите мне духи забытых богов, где отыскать мне и веру и кров. Как выжить в мире насилья и зла, где чувства людей окутала тьма…»

Вот примерно такая тематика наших песен. Что интересно, у нас в коллективе песни рождаются или сразу, или вообще никак. Наверное, это как озарение, они приходят откуда-то свыше уже практически готовыми. Может, это и есть послания богов, греющихся у вечного огня на синих полях Ирия.

Какие планы на будущее?

Планы просты: записать новый альбом и выступать на концертах, если, конечно, позовут. Вроде сам товарищ Горенбург обещал взять нас на «Старый новый рок»-2014.