Лесьяр: паган-сцена — вонючая субстанция и тухлое лицемерное облако

В канун Нового года Emuzon взял интервью у одного из ключевых фигур российской паган-сцены, лидера группы «Невидь» Лесьяра. Да-да, многим он не нравится своими провокационными и едкими высказываниями, но именно поэтому и интересен. К тому же музыка «Невиди» действительно достойна внимания на фоне остальных российских фолк-паган-групп. Не зря в 2014 году «Невидь» выступит на одном фестивале вместе с Wardruna, Borknagar, Behemoth, Impaled Nazarene, Taake и другими метал-коллективами мирового уровня. Что само по себе есть высокая оценка творчества. Слово Лесьяру…

Для тебя что-нибудь означает общепринятое летоисчисление? Если нет, тогда по какому календарю живешь сам?

Живу по солнечным часам. Конечно, значит, если я изучаю и знаю историю именно по этому летоисчислению, все даты и события. Именно на общепринятом летоисчислении у меня все зафиксировано как на матрице, понимание мировой истории и общего хода событий. В повседневной же жизни я зачастую не знаю, какое сегодня число и день недели, мне это, собственно, редко нужно, как и сам календарь. А ты, очевидно, намекал на календари всяческих псевдоязычников нездоровых... Этот маразм меня мало интересует, только в качестве информации для коллекции человеческого идиотизма. Недавно во время путешествия по Алтаю я встретил Инглинга, который мне втирал, что у него в сутках не 24 часа, а 20, и дней недели у него то ли 5, то ли 6, и что если жить иначе по общепринятому календарю, то тебя используют и зомбируют то ли «серые», то ли «черные»... Много он мне интересного рассказал, а я все думал взрослый человек, 50 лет, а такой дурак. Потом пришла его жена, он быстро угомонился и пошел картошку чистить, под властным взглядом супруги. Для меня важные календарные события это приход весны, зимы, лета, осени и соответственно ключевые солнечные события, равноденствия и солнцестояния, на которых и основывается движение Природное, и мое, соответственно.

Тогда как оцениваешь уходящий год в плане личностного творческого развития и «Невиди»? Можешь ли рассказать о новом альбоме? Будет ли это продолжение «Агарты»? Или можно услышать какие-то новые фишки? Будут ли использованы народные инструменты, скрипки и так далее?

Год был насыщенным... Нам выпущен альбом ЛЕСЬЯР «ПОБЕДА», он посвящен 20-тилетию моей творческой деятельности. По идее он должен был выйти в 2011, но из-за того, что это двойник, там 18 треков, и объем труда был немалый, запись затянулась на полтора года, он вышел в марте 2013, причем в момент весеннего равноденствия, минута в минуту. Представляет он собою выбранные мною песни, которые я написал в Вutterfly temple, «Крамоле» и «Невиди», и которые считаю ключевыми для себя. Собственно, этот альбом открыл наш новый проект ЛЕСЬЯР, который я задумал в этом году, который будет несколько отличаться от «Невиди». Скорее, по своей концепции, он будет продолжением «Крамолы». Сейчас мы занимаемся записью альбома «САМОСОЖЖЕНИЕ», который должен появиться на свет весною этого года, как я рассчитываю. Вряд ли я буду давать по этому поводу концерты, делать какие-то презентации и заниматься прочей мутью... Если только что-то интересное будет предложено, может быть тогда... «САМОСОЖЖЕНИЕ» — это не продолжение «АГАРТЫ», это абсолютно другая концепция, мои, скажем так, совершенно не романтические оценки и взгляды на мир, мысли, которые я не высказывал раньше вслух в творческом плане. Пришло время именно такой грани моего, нашего творчества. «Нашего» я говорю потому, что я делаю проект совместно с Оксаной и Ромой Арсафесом. Проект этот необычный, многие его не поймут, я это прекрасно знаю, большинство вообще начнет меня еще больше ненавидеть, но мы делаем это намеренно, ибо истина дороже всего. А мнение людей для меня ничего не значит. На поводу мнения толпы, слушателей, идут попсовики, лицемеры и музыкальные проститутки. Мы же занимаемся творчеством в чистом виде, так как не зависим абсолютно ни от кого. В альбоме, конечно, будут использоваться разнообразные аутентичные инструменты, так как в нем будут участвовать замечательные музыканты Федор Ветров и Елена Казакова.

Можешь ли для наших читателей сформулировать свое мировоззрение. Если оно, конечно, не содержит что-то уж слишком личное. Почему спрашиваю. Однажды увидел твой альбом на сайте НС-музыки: http://88nsm.com. В итоге разгорелся срач. По музыке, символам внешнему виду, вроде музыка для целевой аудитории того сайта, но некоторые посетители в комментах настоятельно просили убрать альбом «Невиди». Мол, они «антифа». Что сам думаешь по этому поводу? Возможно, в твоих взглядах была эволюции, оставившая своего рода наследие в творчестве и символах?

Если я начну формулировать свое мировоззрение, то на это уйдет много страниц и времени, для этого я пишу книгу, в которой попытаюсь выразить некоторые грани своего видения этого мира. У меня нет целевой аудитории, так как мое творчество не ограничивается какими-либо рамками, тем более, такой чепухой, как НС или афа, которая рассчитана на подростков или на недоразвитых переростков. Символы... Если ты имеешь в виду свастику, то это извечный символ движения солнца, который я всем сердцем впитал и живу им, являясь его частью, и этому солнцу совершенно наплевать на копошения молекул там каких-то отрицательно заряженных или положительно, как и мне. Мне интересно лишь мнение людей, которых я считаю равными себе, и эти люди понимают посыл и смысл моего творчества, и они находятся на той стадии развития, когда подобные перипетии просто смешны и не интересны.

Тогда такой вопрос. Следишь ли ты за политикой? Влияют ли политические события на твое творчество? Насколько музыку можно рассматривать, как «политизированной»?

За политикой слежу, в полглаза правда, но все же слежу...это же лакмус общества и его говна. Надо знать, что к чему. А так как я всегда интересовался историей, есть, что с чем сравнить, и на основе этого можно делать выводы и прогнозы. Нет, политические события, современные, по крайней мере, не влияют на творчество, я слишком презираю всю эту кухню, хотя проект ЛЕСЬЯР имеет некий социально-политизированный оттенок. Может эта тенденция будет развиваться...посмотрим. Меня больше интересует сам человек и его глубочайшая порочность, от которой он сам себе создает все беды… Но это и есть политика в итоге.

Можно ли пояснить, в чем причины негативного отношения к т.н. «родноверам», если воспринимать их деятельность, например, как форму досуга? Просто ситуация такова, что некоторым «родноверам» или даже «православным», как некоторые из них называют себя, нравится твоя музыка. Но, конечно, они и не догадываются, что ты думаешь на их счет. Стоит ли им прекращать слушать твою музыку, если выяснится твое отношение к ним?

Форма досуга — это реконструкция. Когда же дело касается более глубоких и серьезных вещей, это уже не досуг. А так называемое Родноверие позиционирует себя, как серьезную субкультуру, наследующую историю, традиции, веру и наследие наших предков, из первых рук, так сказать. Зная же изнутри, чем на самом деле являются эти организации, и кто эти люди, ничего кроме ненависти и презрения они у меня вызвать не могут. Говорю не за всех, потому как есть адекватные люди, которые занимаются действительно разумными вещами, и у которых в голове мозги, в груди сердце, а не требуха под хохлому. Но по моим многолетним наблюдениям подавляющее большинство так называемых родноверов — это идиоты, шизофреники, инвалиды, лицемеры, скопище баранов под предводительством моральных уродов, именующих себя волхвами, которые используют их в своих целях. Я давно бывал на некоторых праздниках, и это просто тихий ужас, настолько происходили омерзительные вещи, что больше я их не посещал. Я стал заниматься изучением традиции году в 95-м, как раз когда появилось в нашей группе название Вutterfly temple, хотя увлекся и был очарован историей древней Руси еще в третьем классе. У меня была книга «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ», и там были описания языческих культов до христианизации Руси. Рассказано было про пантеон богов, про Велеса, Перуна, и как потом кумиров в Днепр скидывали, а они проклятья слали на христиан, про князей Олега, Игоря, Святослава, все это еще тогда на меня повлияло, на мое мировоззрение. В 97-м году мы построили свое капище во славу Велеса, тогда еще и в помине не было всяческих Родноверов. Во многом благодаря моей деятельности в этом вопросе, деятельности группы Вutterfly Тemple, которая стала в общем-то первой паган-металл группой в России, такой яркой и самобытной, появилось языческое движение, возникла куча групп, всяческих объединений. Но суть в том, что сути язычества-то они не поняли вследствие собственной недоразвитости. Все это вылилось в глупость, попсу, лицемерие и профанацию... извращенное уродство. Как обычно и бывает с модными вещами. Только не видящие и не понимающие люди ведутся на этот позор, либо преследующие свои убогие цели, как например музыкальные коллективы, которые хотят урвать кусочки аудитории, надевая на себя шутовские колпаки, облезлые лисьи шкуры и вышиванки. Вся эта мода пошла с наших концертов конца 90-х годов, я выходил на сцену в штанах хаки, высоких армейских ботинках, и косоворотке со свастикой во всю грудь, потом, смотрю — многие молодые дурацкие группы начали так делать, и уже после ухода из Вutterfly Тemple я так не одеваюсь, а всякие дурачки до сих пор так кривляются. Сакральные вещи — это сакральные вещи, но когда этих вещей касается быдло, то сами понимаете, что происходит. Сейчас это уже просто стало продуктом. Можно увидеть, в магазине сумки с коловратами продаются. Торгуют на праздниках деревянными хуями рядом cо свастиками и коловратами. Праздники устраиваются ради быдлооргий и заработка. Мерзость, что сказать. Поэтому с 2004 года я не хочу иметь никакого отношения к паган-металлу, всяким недоязыческим объединениям и прочим вещам, хоть и сам, по сути, поспособствовал развитию «паган»-металла. На счет родноверов, мне все равно, что они слушают, нормальный человек, разумный, разберется, как ему поступать и что слушать.

Т. н. «языческое возрождение» во многом опирается на сомнительные источники или фантазии. Откуда ты лично сам черпаешь информацию о дохристианском периоде или мире богов? Это твои собственные фантазии или опора на какие-то исторические исследования, памятники. В продолжение вопроса: откуда ты черпаешь вдохновение для своей музыки?

Во-первых, как я уже говорил, я с детства занимаюсь историей. Во-вторых, я много путешествую и занимаюсь исследованиями сакральных вещей, и во многих местах побывал за свою жизнь. И не как современные тупые туристы с гидом, который водит их на веревочке, а с рюкзаком по собственным маршрутам. Каждый год в течение лет 20 я куда-либо езжу, в последние 10 лет так по несколько раз в год. Это Кольский полуостров, уже и не сосчитаю, сколько раз я там был и лазил по горам, Крым горный, Алтай, Карелия, по равнине я езжу на машине, и изъездил уже 100 тысяч км, изучая нужные и интересующие меня вещи. В-третьих, практикую вещи, о которых я рассказывать не буду, потому как это личное, да и люди не поймут моих, так сказать, практик. Из этой мозаики и складываются мои знания. Естественно, я очень поверхностно изложил все мое житие-бытие в этом плане, оно насыщенное и сконцентрированное, и нужно много страниц и времени для подробного рассказа. Вдохновение я черпаю из себя, из своего внутреннего фильтра, который пропускает сквозь себя весь этот мир.

Ты действительно живешь в деревне? Не часто в наше время музыканты дауншифтингом. Или это не дауншифтинг, а что-то иное?

Живу в деревне. Я не люблю слова дауншифтинг и прочие ярлыки, их вешают на себя пустые люди, чтобы заполнить собственную пустоту и придать себе значимость. Мне противен мир людей, особенно когда они скапливаются в огромные массы.... Это вообще энергетическая помойка. И специально для того, чтобы жить вне негатива, был приобретен дом в деревне за 300 км. от Москвы. Музыканты в большинстве своем долбоебы и ничтожества.. Они как пиявки присасываются к своей аудитории и тем живут, играя роли и изображая из себя что-либо, на самом деле в большинстве своем это слизни и приспособленцы, бездарные и лицемерные. Настоящих личностей и талантов в музыкальном мире очень мало. Одни из этих «музыкантов» ищут просвета в своем мещанском быту и хватаются за так называемое говнотворчество, как за соломинку, другие сбегают от надоевшей семьи, чтобы развлечься, третьи зарабатывают тупо какие-то деньги, ЧЕТВЕРТЫЕ ПЫТАЮТСЯ СТАТЬ ЛИЧНОСТЯМИ, ЯВЛЯЯСЬ АБСАЛЮТНЫМИ НИЧТОЖЕСТВАМИ. Мусор, короче. Для себя же я избрал путь индивидуальной и абсолютной свободы, насколько это возможно, независимости от мира людей. Живу в деревне, чему несказанно рад. По делам езжу в Москву. Путешествую с близкими друзьями. Такая жизнь.

Остается ли у тебя самого время на прослушивание чего-нибудь нового? Если да, что можешь посоветовать нашим читателям? Мы часто задаем этот вопрос, потому что потоки музыки в последние годы огромны, и не знаешь, что бы послушать из нового. Явно у опытных музыкантов не плохой вкус и они могут посоветовать что-нибудь этакое.

В своей жизни я был ярым меломаном лет 20, сотни кассет записей и тд и тп... Но когда поток музыки пошел с неистовой силой, это в середине 2000-х, так как в наше время быть «музыкантом» может быть в принципе любой придурок, технологии позволяют, количество уничтожило качество. Сейчас больше говномузыкантов, чем слушателей. Музыкант и поэт это же избранный человек, сейчас же каждый второй... Вследствие этого безобразия мне стала вся эта тема не интересна. Я иногда слушаю то, что мне нравилось и то, что я любил всегда. А за новинками я слежу вполглаза, и только за проверенными коллективами. За последнее время порадовал новый Falkenbach, Wardruna и инструментальный Burzum. Из нашего ничего. Возможно, выходят достойные вещи очень редко, но очевидно они проходят мимо меня.

Дает ли «Невидь» сейчас концерты? Кажется, в свое время получился неплохой концерт в Екатеринбурге. Кажется, это было в 2008 или 2009 году.

Весной этого года я решил отказаться от концертной деятельности, за исключением чего-либо по-настоящему стоящего. Это будет выступление на международном фестивале в Карпатах, где в один день с нами мой любимый Borknagar будет играть. Если говорить о концертах, то решение у меня зрело давно и уверенно, я не вижу смысла лично для себя тратиться здоровьем, душевными силами и временем на эти бестолковые мероприятия. Я не вижу думающей публики, ради которой я должен отдавать часть себя, чтобы поделиться определенными вещами. Не вижу перспективы в России вообще рок-металл музыки. Все, что сейчас называется рок-сценой, уродливый фарс, который живет ради собственной мастурбации, поэтому выступать на одних сценах с этими стыдобищами мне просто постыдно. Это не для меня. Концерт в Екатеринбурге был в 2009-м, в рамках сибирского тура «Янтарное сердце Арктиды».

Как ты уже сказал, ты часто путешествуешь. А приходилось ли бывать на Урале? Здесь много красивых мест. И не только красивых, но и овеянных мифологией: Молебка, Перевал Дятлова, Аркаим, Ганина Яма… Урал даже воспел в своих книгах современный успешный писатель Алексей Иванов.

Нет, на Урале еще не бывал, надеюсь побывать, по рекам поплавать.

Ты уже сказал, что паган-сцена тебя не особо интересует. Но все, может быть, есть что-то интересное? Например, как относишься к коллегам в этом направлении: «Аркона», «Темнозорь», «Путь солнца», Butterfly temple, God’s tower…

Нет никакой паган-сцены, есть вонючая субстанция, которая может и именуется так, но является тухлым лицемерным облаком, в котором у так называемых музыкантов нет общности, есть нелюбовь к друг другу и зачастую просто ненависть, зависть, лицемерие... Ситуация, собственно, как на поп-эстраде Российской. Вроде все так в мире, но на самом деле друг друга ненавидят или презирают. Все это тухлый, мертвый миф. Как я уже говорил, это сборище обычных мещан или заинтересованных в этом тренде модном людей, которые хотят быть на волне и собирать какую-то там сраную аудиторию, чтобы жить этим. Ни о какой-либо искренности и идее речи идти не может, это гнилье, причем очень дурно пахнущее. Когда паган-металл стал моден вначале 2000-х и, соответственно, фолк, туда полезли все, кто ни попадя, но суть в том, что надо обладать определенными знаниями, хотя бы чтобы исполнять подобные вещи, у нас же наоборот. Мода пошла — все туда. Вот тот же Мирон («Путь солнца» - прим. редакции), человек, который вообще сути не понимает определенных вещей, но нафигачил себе на спину тату Семаргла или кого-то, дреды прилепил, и давай про Одина с Тором петь несуразицу. Это просто классический пример.

«Аркона» — это поп-группа, ориентированная на запад, Русская лубочная матрешка которая интересна западному слушателю, интересно же прийти на концерт увидеть и услышать Русский колорит, как они это понимают, лисьи шкуры облезлые, Русская вышивка, Гой гой гой, медведя может покажут пляшущего, незатейливая Русская плясовая мелодия бодрая. Деревянные Перуны на сцене. Это идет хорошо на западе, иностранцы любят хохлому и гжель. Продюсер группы хороший и профессиональный, Сергей Лазарь, который резко стал язычником, когда мода пошла, лет около 10 назад, так что все нормально. «Темнозорь»... Да я не знаю, существуют ли они. НСБМ вообще не перевариваю, стыдно после Отечественной войны каким-либо НС заниматься. Я это вообще не воспринимаю. Вот эту группу, по-иностранному написанную, не знаю. «Путь Солнца».... Ну, это вообще, мягко говоря, несерьезно. Это только дурак может воспринимать серьезно группу, которая использует в дурацкой музыке и тупых текстах имена языческих богов, и считать ее каким-то артефактом. Мирон сам по себе человек без говна и позитивный, но к творчеству он отношения не имеет. Вutterfly Тemple — это просто пародия. Цепляние за жизнь, сборище пенсионеров, которым скучно жить, и они непременно должны что-то делать, не важно, говно это или не совсем. В них не осталось ни принципиальности, ни энергии, ни оригинальности, ни былого таланта. Если бы Вutterfly Тemple закончили и поставили точку после альбома «СОЛНЦЕСТОЯНИЕ», то это еще куда ни шло. Сейчас же это надо просто постараться, чтобы группа из глыбы, какой была в начале 2000-х превратилась в такое жалкое посмешище, разогревающее «Изморозь», которым является на сегодня. Абсолютная профанация и деградация. God’s tower... Равнодушно отношусь, да и не слушал их, собственно, никогда. Добавить могу, что люди, которые играют подобную музыку и исполняют определенные песни на определенные темы, должны соответствовать тому, о чем они говорят в творчестве и что проповедуют. Но в подавляющем большинстве эти люди представляют собой обычных мещан, которые в горах-то ни разу не бывали, и сомневаюсь, что они смогут выжить в экстремальных условиях дикой природы. Это обычные обыватели, которых зачастую жена колотит, или приспособленцы, которые морочат голову молодежи ради собственных убогих целей... Вот вам и весь паганый металл. Однако же встречаются и приятные исключения, и их не так уж мало, например фолк-группа ВеданЪ КолодЪ. Человек должен соответствовать тому, что он говорит и проповедует, тем более своей аудитории, а если это не так, то он просто цирковой артист и мошенник.

Что можешь рассказать про CARPATHIAN ALLIANCE METAL FESTIVAL. Не смущает, что это происходит в Украине, у которой сегодня сложные отношения с «москалями»? (к тому же тот же Nocturnal Mortum близок к националистическим кругам). Как считаешь, почему якобы отставшая и бедная Украина смогла организовать такое мероприятие, а в благополучной и богатой России за все эти годы так ничего похожего на европейские метал-фестивали и не происходит?

У меня нет никаких сложных отношений с Украиной, я туда приезжаю по паре раз в год, бывает, и прекрасно там отдыхаю. Также и в Карпатах путешествовал, и мне там очень понравилось. Тут зависит от людей, которые этим занимаются, в России это никому не нужно, и на металл-концерты ходит очень мало людей. Зато есть другие фестивали говнорока, и их полно, там можно заработать организаторам, и они успешно проходят для массовой, недоразвитой аудитории.

Ты прав, на метал-концерты ходят все меньше. Хотя по идее распространение музыки в интернете должно расширять аудиторию слушателей. Но слушатели так ленятся, что предпочитают сидеть дома перед компом и слушать музыку в МП-3. Гиги больше не вдохновляют и не несут энергии, как раньше?

Я уже об этом сказал ранее, рок умер, слушатель отупел, и меня мало волнует судьба того, что происходит в данной сфере, я занимаюсь своим делом.

Что ты можешь пожелать нашим читателя, уральским паганистам-металлистам, в канун Нового года?

Хочу пожелать стать личностями, а не ярлыками ходячими. Добрым и умным же людям желаю здоровья, счастья и благоденствия, не применимо к Новому году, а применимо ко всей жизни.