Глеб Самойлов: Мне нравится смотреть на мигающую ёлочку

Этот год Emuzon завершает интервью с Глебом Самойловым, бывшего лидера «Агаты Кристи», пожалуй, последним бунтарем и нонконформистом из когорты тех, кого обычно называют отцами-основателями «русского рока». Хотя сам он так не считает, и музыка его группы The Matrixx действительно далеко от рока в его российском понимании. Уже совсем скоро Глеб в очередной раз выступит в Екатеринбурге, на этот раз 13 январе на фестивале «Старый Новый рок». А пока мы подвели с ним итоги уходящего года в политическом и музыкальном плане.

Что главное в позитивном или негативном смысле с твоей точки зрения произошло в политической среде России?

2013 год лично мне в политическом плане принес только разочарование. Речь идет о протестном движении. 12 июня в 2012 году на «Марш миллионов» вышло порядка 200 тысяч человек. Но власть, на мой взгляд, придумала идеальный ход: она вообще никак не отреагировала на него. Это, по всей видимости, повлияло на то, что народ за год разочаровался в митинговом движении, поэтому в 2013 году в этом шествии участвовало всего 8 тысяч. Народу стало ясно, что сколько бы его не пришло, и что бы он не требовал, власть его просто, я извиняюсь, на кое чем вертела. Поэтому, по сути, это движение стало бесполезным. Это для меня главное огорчение. Но, тем не менее, некоторые акции все равно продолжаются. Например, я пару раз принимал участие в пикете у приемной президента. Второй раз — пикет перед пресс-конференцией нашего всенародно избранного. Разумеется, мы все попали в ментовку, но потом нас выпустили. То есть какое-то протестное движение остается, но нужны новые способы борьбы. Потому что, сколько бы нас не пришло, на них это уже не действует. Они выбрали тактику: не замечать.

Но ведь Владимир Путин амнистировал ряд политзаключенных в конце года. Это не показатель ослабления гаек?

Нет, это просто показной жест. Кроме тех же Pussy Riot по делу «Болотной» остается 30 человек. И тому же Сергею Удальцову грозит серьезный срок – 10 лет. Всего по «Болотному делу» на свободу выйдет только 9 человек.

А кто из амнистированных тебе близок по духу? Например, МБХ близок? Хотя ранее ты сам не раз говорил, что буржуи – твои враги.

В данном случае это не важно. Я рад за всех, кто вышел на свободу. Я хочу сказать другое, что со стороны Путина и его режима – это просто некая подачка, милость со стороны царя-батюшки. А за его спиной продолжает твориться беззаконие.

А вы видите в МБХ какой-то потенциал, как лидера оппозиции?

Я лично с ним не знаком. И не уверен, что он способен изменить в этой стране что-то в лучшую сторону. Мои симпатии находятся все-таки не на стороне либералов, а на стороне людей действия, пусть даже их кто-то называет радикалами. И мне даже не так уж важно, какой идеологии они придерживаются, левой или правой. Главное, что они готовы действовать. Я в большей степени симпатизирую не таким, как МБХ, а Сергею Удальцову. Да и вообще Ходорковского трудно назвать оппозиционером. Не понимаю тех, кто связывает его с нашим протестным движением. Я не видел с его стороны каких-то реальных шагов или действий       .

Продолжая тему радикализма. Ушедший год был ознаменован огромным количеством охранительно-запретительных законов. По всей видимости, чтобы сбить любой радикальный запал в обществе. На ваш взгляд, поможет?

Каждую из этих поправку я воспринимаю в свой адрес. Понятно, что власть защищается, как может. Для отвлечения внимания делает широкие жесты в виде амнистии некоторым наименее для нее опасным политзаключенным. Но все это показуха.

Вы сказали, что принимаете эти поправки на свой счет. А для вас, как творческого человека, бунтаря, музыканта-нонконформиста, лучше или хуже. Известно, что в тоталитарных режимах рождались гениальные поэты и писатели, которые прославились на весь мир именно потому, что они творили не в мейнстриме, а вопреки.

Я понимаю, о чем вы говорите, но если честно, для этой власти я уж не такая большая фигура, чтобы меня как-то преследовать или зажимать. Конечно, есть проблемы с радиостанциями. Но это, на мой взгляд, связано не с политикой, а с тем, что музыка The Matrixx не соотносится с понятием «русский рок», а тексты действительно провокационные и неудобоваримые для модных радиостанций. Поэтому «русскому року» в классическом понимании на радиостанциях, типа «Наше радио» еще есть какое-то прибежище, а такие, как мы оказываемся за бортом, мы не вписываемся в их репертуар. Мы пришлись не ко двору, оказались не в том месте и не в то время, но будущее нас рассудит.

Продолжая тему политико-идеологических трендов, возникает такой вопрос к вам. В свое время вы давали газете «Завтра» интервью, в котором фактически обозначили православие, как скрепляющую идейную силу нашего общества. В прошлом году было введено в активный оборот понятие «духовные скрепы», а депутат Мизулина даже предложила внести поправку в Конституцию России об особой роли православия нашей страны. Нет некой гордости, что вы начали двигать эту тему еще до того, как она стала мейнстримом?

Да, да, такое было. Но очень давно. И сейчас я бы такого уже не сказал. В нашей стране православие ассоциируется с РПЦ, а у меня к этой организации очень много вопросов. И даже когда арестовали и судили Pussy Riot, то я подписывал письма в их поддержку, и давал благотворительные концерты. И с нами тогда даже выступал даже православный Шевчук, лидер группы ДДТ. Но для себя я давно решил, что давно пора разделить веру и РПЦ.

То есть сегодня вы не подержали бы таких деятелей, как Мизулина или Милонов? Хотя, по сути, они сегодня говорят то, что говорила в конце 90-х патриотическая оппозиция, к которой вы имеет некоторое отношение.

Да, вряд ли. Все это, к сожалению, превращается в фарс. Я с давних времени поддерживал отношения с РПЦ, с газетой «Завтра», которая сегодня выбрала пропутинский путь. Да и сегодня с рядом журналистов редакции этой газеты я остаюсь в хороших дружеских отношениях. И иногда «Завтра» печатает интервью со мной, причем без всяких купюр, даже если я говорю что-то такое, что не соответствует генеральной линии редакции.

Вспоминая конец 90-х, начало 2000-х, для многих творческих людей радикальных взглядов ориентиром в политике была эксцентричная и эпатажная Национал-большевистская партия. Она казалась чем-то веселым, задорным, хоть как-то разбавляло тоску своими акциями. Затем ее запретили, Лимонов тоже спекся, и сегодня уже мало кто вспомнит, что такое было НБП. Но ниша для подобной идеологии и организация осталась. На ваш взгляд, кто бы сегодня ее мог занять? 

В какой-то мере место НБП занял «Левый фронт» Удальцова. И, как я уже сказал, я ему симпатизирую и вижу в нем потенциал, как не просто оппозиционера, а человека действия. Он сегодня также сидит, как в свое время сидел Лимонов.

Последний альбом группы The Matrixx снова насквозь политизирован. Но в этом альбоме вы еще и попинали, если так можно сказать, те самые «духовные скрепы». Речь идет о песне «Живые и мертвые», которая излагает несколько иной взгляд на события Второй мировой. Откуда такое отношение к этой теме?

У меня большой круг друзей, достаточно хорошо осведомленных в этой теме. И не думаю, что те ощущения, которые передает песня «Живые и мертвые», могут как-то являются пересмотром итогов Второй мировой войны. На мой взгляд, то, что в ней изложено, совершенно исторически справедливо. Я не считаю победу Сталина над Гитлером победой сил добра над силами зла, рая над адом и так далее.  Я не смешиваю память о наших погибших предках с борьбой Гитлера против Сталина.

Да, но наше-то правосудие любит все притягивать за уши, судя по многочисленным делам по «экстремизму». Например, в ушедшем году депутат Яровая и сенатор Добрынин предложили законопроекты, которые бы усилили борьбу против «реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников». Закон так и остался не принятым. Но все еще может измениться, и исполнение таких песен может оказаться хождением по лезвию бритвы…

А я разве кого-то реабилитирую или героизирую? Или подвергаю сомнению итоги войны, предлагая вернуть Германии те границы периода 1939 года? Песня «Живые и мертвые» вообще поется от лица дьявола:

  • Срывая флаг Германии,
  • Германии, Германии
  • Вали ее, вали ее,
  • Вали, вали, вали
  • Россия и Германия
  • За Гитлера, за Сталина
  • Какая черту разница?
  • Вы все мои, мои…

 И эта песня, как раз полна сочувствия к обычным солдатам, как с той, так и с другой стороны:

  •  И возвращались зольдат
  • К разрушенным, убогим
  • Домам из лагерей
  • Расстрелянных семей
  • И может быть у многих
  • Вопросы возникали
  • За что мы воевали?
  • За тыловых блядей!

 Но, так или иначе, в ваших образах, имидже прослеживаются некая симпатия к Третьему Рейху… Достаточно посмотреть на логотип The Matrixx. Да и в молодости у вас был сольный альбом «Маленький Фриц».

 Понимаете, нужно различать идеологию и эстетику. Речь не о Третьем Рейхе, а о тоталитаризме в целом, о той эпохе. Да, я иногда выхожу на улицу в кожаной куртке и одеваю с одной стороны значок с красной звездой, а с другой — какую-нибудь нацистскую атрибутику. Этим я пытаюсь снести людям башку, чтобы они начали о чем-то думать.

О чем?

О том, что нас всех разделили по разным лагерям: левые, правые, фашисты, коммунисты, либералы, консерваторы… И пока они делят ресурсы страны, мы друг на друга нападем и боремся друг с другом. Было такое издательство «Ультракультура». Возглавлял его наш земляк, ныне покойный Илья Кормильцев. Так вот лозунгом этого издательства была фраза «Все, что ты знаешь, — ложь». Я на все 100% с этим согласен. Это касается не только Второй мировой, но и вообще всего вплоть до устройства мироздания.

А преследовать за это можно?

Давайте тогда запретим фильм «17 мгновений весны», нацисты там тоже показаны привлекательно с точки зрения эстетики. Да и потом, если так рассуждать, то признаки «нацизма» можно откопать и в дизайне немецкого автопрома,  который так любят наши чиновники и депутаты. А знаменитый автомат «Калашникова» подозрительно напоминает немецкий автомат StG44 Хуго Шмайссера. Поэтому это всего лишь эстетика, дизайн, аллюзии, но не пропаганда идеологии. Зачем путать эти вещи?   

Вы говорите, что песня от лица дьявола. А вы сами в дьявола и бога верите? Или это просто такой поэтический образ для песни?

У меня по жизни сложные отношения с высшими силами. В официальных институтах, заведующих верой, я, как, наверное, уже стало понятно, разочаровался. Но в самой вере – нет. Однако периодически возникают ощущения, что либо там, на небесах, нет никого, либо эта сила к нам враждебна. Хотя с другой стороны все-таки хочется верить, что, может быть, все не просто так. И хорошие люди найдут свой покой где-то там. Потому что в этой жизни все происходит наоборот: хорошие люди страдают и погибают, а то, чему, согласно поговорке, положено плавать и не тонуть, чувствует себя хорошо. 

Скажите, а почему один альбом The Matrixx депрессивнее другого? Люди вокруг вроде радуются. Одни, например, что олимпийские факелы шествуют по стране, другие, что они тухнут. А вас это вообще никак не касается?

Мне абсолютно фиолетова эта олимпиада. Я вообще не слежу за спортом. А что касается Сочи, то печально, что столько денег разворовано. И уже никто никогда не узнает, сколько именно. Хотя, возможно, когда-то и будут возбуждены уголовные дела. Олимпиада — это имиджевое мероприятие для Путина и его друзей, а нашей стране нужны полезные дела для нашего народа.

Остались ли какие-то ностальгические чувства по Уралу, Асбесту, Екатеринбургу?

Я прожил в Москве уже гораздо больше, чем в Екатеринбурге и Асбесте. У меня здесь работа, друзья, поэтому какая ностальгия? Всего лишь малая родина.

Тогда как понимать песню «Меня зовут», в которой таков припев «Меня зовут понаехали тут»?

Ну, трудно, живя в Москве, не испытывать таких ощущений. Все мы откуда-то куда-то «понаехали». И в этом смысле бытовой шовинизм – это нормально. Он присущ в том числе и мне самому. И в глобальном смысле все, кто не желает мириться с несправедливостью этого мира, куда-то стремится, едет.

На последнем альбоме так или иначе прослеживается  новогодняя тематика. Например, в песне «Москва-река» есть строчки:

  • Эта зима уже надоела
  • С ума свела, с ума свела
  • Даже если плюс
  • Душа окоченела
  • И нет тепла и нет тепла
  • Люди глядят как самоубийцы
  • Какой там к черту, Новый год!?

 Этот праздник для тебя еще что-то значит?

Давно уже ничего не значит. Единственное, что мне нравится смотреть на мигающую ёлочку. А что касается новогодней речи президента, то, как ты, наверное, знаешь, я ее уже написал. А если не знаешь, то одна из моих песен на последнем альбоме так и называется «Новогоднее обращение»:

  • Сколько ты стоишь? Не стоит врать
  • Что нельзя купить и нельзя продать
  • Что ты там говоришь о любви?
  • И говоришь о борьбе нужно только тебе

 

  • Ни ты и ни одна свинья
  • Не ненавидели
  • Меня, как я всех вас,
  • Как я себя.
  • Горят на елочке огни,
  • Такие добрые
  • Они, что я, подохну, сдохну от любви.
  •  

Немножко про творческие планы? Будет ли альбом в 2014 году?

Я надеюсь, что да. Но на самом деле это все непредсказуемо. Я каждый раз боюсь, что мои способности писать что-то новое вот-вот иссякнут. Но пока получалось. Если в наступившем году не получится, то мне будет очень тоскливо жить.

Сравнивая творчество «Агаты Кристи» и The Matrixx, у меня складывалось впечатление, что в своем новом проекте ты чувствуешь себя более свободно, как творец. Мой последний любимый альбом «Агаты» — «Ураган», записанный аж в 96 году. Дальше, на мой взгляд, потенциал группы иссяк, стали выходить шаблонные и проходные альбомы. The Matrixx гораздо живее и интереснее. Это так?

В «Агате» мы вынуждены были ограничивать себя. И мы даже иногда писали песни, но потом понимали, что это не «Агата Кристи» и не подходит для нее. И у каждого из нас осталось ощущение нереализованности. А сейчас, и я, и Вадик чувствуем себя свободными для экспериментов.

А у самого «русского рока» есть еще потенциал, на твой взгляд?

Я к этому направлению музыки вообще имею слабое отношение. Да и собственно «Агата Кристи» никогда не была классическим «русским роком», мы экспериментировали с электроникой, нас называли попсой. А уж The Matrixx и вовсе не вписывается в понятие «русский рок».

Стоит ли идти на «Старый Новый Рок»? The Matrixx и так зачастили в последнее время в Екатеринбург.

Во-первых, там будет выступать Вадик со своей новой группой. Ее еще никто не слышал. А, во-вторых, мы сыграем новую программу, которую еще не играли в Екатеринбурге. Так что стоит сходить.

И последний вопрос. В The Matrixx ты заметно похудел, по сравнению с «Агатой». Можешь посоветовать диету?

Да, диета тут одна: меньше надо жрать. Вот и все.