Вася Ложкин: Я ватник, с ПГМ, так что КРЫМНАШ!!!

Его картины знает всякий российский интернет-пользователь, который хоть немного интересуется политикой. На первый взгляд, они зеркало российской действительности. Кто-то видит в них квинтэссенцию отрицательных черт русского характера, а для кого-то рисовать такое — русофобство и насмешка над русскими. А сам про себя он говорит, что он патриотище — ого-го! Речь о художнике и музыканте Васе Ложкине. Но это только псевдоним. На самом деле автора многочисленных образов сурово взирающих священников, рабочих, десантников, бабушек и дедушек зовут Алексей Куделин. Кстати, 17-18 мая его работы будут выставляться в Екатеринбург в Галерее современного искусства по адресу Красноармейская 32. 

Что подвигло вас к подобным образам? Может быть, вам кто-то их внушает сверху? Или снизу?

Как известно, люди, обладающие фантазией, всегда рисуют (пишут, сочиняют, поют) что-нибудь такое, что выходит за рамки обыденного. Наверное, они одержимы бесами, слышит голоса в голове. Ведь просто так они не могут! Ну, или наркоманы. Что тут скажешь еще?

А социально-бытовой опыт?

Возможно, я слишком витиевато выразился. Рисую я их из головы. Это не реакция на окружающий мир. Мне тема потусторонних сущностей ближе как-то...

Большинство ваших персонажей, кроме зайцев и котов, похожи на Григория Распутина. Может он к вам является?

Конечно, является, когда я сильно напиваюсь, но я напиваюсь не часто, только когда в карты проигрываю.

А вы не думаете, что в столь трудный час для России рисовать такое непатриотично?

А это хороший вопрос. Патриотично ли рисовать Распутина, который является мне в демонических галлюцинациях в трудный час? Мне кажется, что трудный час длится годами — перестройка, переходный период, кризис… потом вроде сказали, что у нас наступила стабильность? Не? Хотя понятно — враг коварен и усыпляет нашу бдительность. Но мы-то начеку всегда. Об этом можно долго говорить, есть картина, называется «Не время улыбаться», она будет на выставке, вот это ответ на ваш вопрос.

Вам доводилось слышать в свой адрес, что вы русофоб? Не думаете ли вы, что своим творчеством подкармливаете «национал-предателей»?

 Да, конечно, доводилось такое слышать. Но это было давно, при мимолетном знакомстве с моим творчеством может так показаться. Но если внимательнее посмотреть, то становится понятно, что творчество глубоко патриотично.

Звучит парадоксально…

Я не знаю что говорить о патриотизме или антипатриотизме. Понимаете, есть те, кто любит говорить, например, о сексе, а есть те, кто о нем говорить не любит, он просто им занимается. Я тоже не большой любитель рассуждать. Есть те, кому говорильня нравится, лично мне не особо. И кричать о любви к Родине не вижу смысла. Родина есть и все. Плоха или хорошая — какая разница? Родину и родителей не выбирают. Что есть, то есть. Есть те, кто ненавидит своих родителей. Я не из таких.

Чем вы занимались раньше, почему о вас мало что было слышно?

Когда раньше? Кому надо, те услышали, а чем занимался, тоже непонятно. Чем люди занимаются обычно? В глобальном смысле.

Какого вы считаете своими предшественником?

Миллиарды художников от каменного века до наших дней. От рисунков индейцев Перу до Хохломы.

Что выдумаете о картинах Василия Шульженко?

Да ничего особенного не думаю. Нарисовано хорошо, профессионально, некоторые вещи очень крутые. Некоторые не очень. Не мне судить, есть те, кому это нравится. Почему и нет? Но я лично не рисую картины, как «взгляд на действительность», я человек конкретный. Кот, бабушка, мужик с топором. А уж что в этом видят люди, это на их совести. Ну, ей Богу, не из тех я, кто может говорить за всю страну, нет такого желания, возможности. У меня все просто.

Или вы намекаете на какую-то там русофобию и тому подобное? Я противник обобщений. Нарисован, например, алкоголик, картина называется «алкоголик», значит, это алкоголик. Хотя зритель с расслабленным мозгом этого не видит, он там видит Россию, русский народ — да все, что угодно, поэтому начинает предъявлять претензии к художнику.

У вас есть рок-группа «Эбонитовый Колотун». Это музыкальное версия ваших картин или что-то другое?

Нет, это другое. И называется это сейчас «какие-то люди». Музыкой я занимаюсь больше 20 лет. Картинами — лет 10. Так что скорее картины — это «рокенрол», панк-рок, застывший в красках.


Ваши картины явно влияют на сознание, не оставляя равнодушным. А как вы думаете, в какую сторону? Человеку должно быть стыдно за такую страну или он должен воскликнуть, как Блок: «да, скифы мы с раскосыми глазами», мол, дикари, но нам так нравится?

Ну, вот я об этом говорил выше — я не рисую обобщений. Я рисую кота, старушку с топором, бородатого безумного мужика.  Есть такое в жизни? Наверняка (хотя котов таких не бывает), но я нигде не говорю, что это могучие аллегории, раскрывающие наш народный характер или типа того — люди сами, в силу своего ума, восприятия, настроения додумывают на меня и мне приписывают. Вот и вы не удержались от этого. Но это не ко мне вопрос.

Но именно ваши картины чаще всего постят критики российской власти, люди, которых можно назвать оппозиционерами, «национал-предателями», «пятой колонной» и так далее. Странным образом многие видят именно то, о чем я говорю… у них коллективный психоз?

Просто вы читаете всякие оппозиционные сайты и блоги. Картинки мои постят и люди, у которых совсем другие взгляды.

Ваше отношение к событиям на Украине, как считаете, не являются ли те самые «вежливые люди», пророссийски настроенные жители восточной Украины и есть прототипы для ваших персонажей?

Отношение к событиям на Украине неоднозначное. В двух словах не скажешь. Но это, так или иначе, политика. А в политике нет правды. Вернее она есть, много, на любой вкус — каждый выбирает себе по душе правду и искренне в нее верит. Прототип всех персонажей — это я. Ибо когда рисую, гляжусь в зеркало, рожи корчу и все такое. В буквальном смысле.

И к слову сказать, не думаете ли, что события на Украине пробудили в России среднестатистического персонажа ваших картин?

Пробудили в каком смысле? Если вы про митинги-революции, то они в Москве еще 89 году были. И в 91-м, кто кого пробудил это еще вопрос.

Нет, речь идет о квасных патриотах или как еще сегодня говорят «ватники» с подачи одной группы в «Вконтакте», знаете такой карикатурный персонаж, сделанный из ватника с фингалом под глазом и водкой «Путинка», он все время кричит, что США нападают на Россию, но «мы им, пиндосам, покажем». У вас похожие персонажи. Раньше такой «ватник» сидел тихо  в россиянах и просыпался вечерами перед телевизором, а теперь «Крым наш», «бандеровцы», «пиндосы» — вот это все на каждом углу.

Я тоже ватник, с православием головного мозга (как сейчас принято говорить), так что КРЫМНАШ!!! А что? На самом деле «ватник», о котором вы говорите, он не в россиянах, а в головах у школоты, которая только и любит, что посидеть в «Вконтактике». И собственно знает лучше всех про все — у кого чего проснулось, как нам обустроить Россию. Но на самом деле они просто оторваны от жизни.

Ваши персонажи, это чаще всего такой люмпен-пролетариат, то что вы думаете о его исторической роли? Он еще покажет кузькину мать буржуям и сможет вернуть себе позиции исторического гегемона?

Что за чушь? Революции все устраивали и устраивают на деньги масонов, англичан и прочих антирусских американцев. Какая разница, рабочие или офисные хомячки? В Подмосковье, например, рабочий класс, это мигранты из средней Азии. Если они решат показать «кузькину мать», будет кровавое месиво. Вам нравится шутить на эту тему?

Что вы считаете дурной и отягощающей наследственностью русского характера?

Мне даже таких мыслей в голову не приходит, я ж не Солженицын какой-нибудь. Все люди разные. Даже братья с разными характерами бывают, что говорит за всех. Ну, если совсем обобщить, то наша плохая черта, это разобщенность, надо поучиться у кавказцев, например, как они стеной стоят за своих. У нас этого почти нет.

Если забыть про Хохляндию, то какие события в России вы бы обозначили главными? Олимпиада прошла, чем еще может гордиться и вдохновляться российский или русский (кому как) человек?

Про Олимпиаду я знаю, что она была. В Сочи. Ни открытия, ни закрытия, ни соревнований не видел. Кто кого победил, не знаю. А гордиться можно чем угодно - от простых своих добрых дел, до великой истории своего народа. Наша земля родила много выдающихся людей — ученых, военных, режиссеров, художников. Много всего было.

Как вы относитесь к последним одиозным законам: регистрация блогеров как СМИ, закон против «реабилитации нацизма» и так далее?

Я не особенно слежу за подобного рода информацией, но нынешнее законотворчество мне не нравится. Мне кажется, у нас нормальные законы, их только исполнять надо.

Нет же — они все придумывают и придумывают. Хотя в этом нет ничего удивительного.

А подробнее?

Я не люблю болтать, высказывать мнение по поводу текущей политики. Мне и так хорошо. Я не властитель дум, не авторитет, чтобы кому-то было интересно, что там думает какой-то Вася Ложкин о событиях. Я люблю говорить о бабах и о метафизике, для остального есть блогеры, которых подмывает прям что-то вещать. Тысячи диванных аналитиков и воинов интернета. Я не из них.

Впервые едете в Екатеринбург? Что ждете от выставки? Не опасаетесь, что на нее нападут истинные патриоты России за то, что вы их так изображаете?

Я уже говорил, не изображаю каких-то патриотов. А если и бывает нарисую, то очень в патриотическом виде. Я ж сам такой — ПАТРИОТИЩЕ. Если бы вы влезли в мой мозг и посмотрели, о чем я на самом деле думаю, то завизжали бы от страха и эмигрировали бы в какие-нибудь США, ибо градус патриотизма у меня там зашкаливает. Оттого и молчу, не высказываюсь.

Что я жду от этой выставки? Не знаю ... как и от любой другой — чтобы пришли люди и им понравилось. В Екатеринбурге впервые я. Но делал выставки в Москве и в Питере.

Люди ходили, смеялись, фотографировали мобильниками, всем было весело и все ушли в хорошем настроении. Вот этого хочу. Для того и творю. Я же не какой-нибудь там «актуальный художник», голый в церкви не танцую, говно не ем, предпочитаю рисовать, а не говорить.

Не опасаетесь ли вы репрессий? Вот постепенно в стране цензуру вводят, запреты на книжки, сайты, статьи, блоги, вдруг и вы что-то не так нарисуете?

Нет, не опасаюсь. Хотя возможно все, что возможно представить. На все Божья воля.

Вот запретят говорить и писать, что думаешь, и люди попрут в творчество: будут через аллегории доносить свои смыслы. Не боитесь ли конкуренции?

Нет, не боюсь. Переквалифицируюсь в управдомы. А вообще я не из тех, для кого это важно, я не «служу искусству», даже близко этого нет, и нет этой неуемной тяги говорить что-то людям. Правда. Так что на всё Божья воля. Чему быть, того не миновать.

Что планируете дальше, после серии Кабылозаводска и  Zaй-power ?

Они (серии) давно кончились. А что дальше, смотрите на выставке в ночь музеев в центре современного искусства.