Сергей Лазаръ: язычество — это в первую очередь гармония с окружающим миром и с самим собой

Не так давно известная российская метал-группа «Аркона» выпустил свой новый клип «Зов пустых деревень», затем отожгла на Hellfest и продолжила колесить по европейским метал-фестивалям. И, наконец, между делом гитарист группы Сергей Лазаръ нашел время, чтобы ответить на вопросы портала emuzon.ru, которые мы ему уже давненько высылали. Но лучше поздно, чем никогда.

Для вас что-нибудь означает общепринятое летоисчисление? Если нет, тогда по какому календарю живешь сам?

Иногда в новостях ВК встречаю некоторые анонсы, в которых указывается синхронизация текущих событий с четырехзначной отметкой во времени, именуемой как сотворение мира. Я не силен, какое именно сотворение мира имелось в виду: «славяно-арийско-ведическое» или все-таки православное, но уверен, что все эти люди, когда идут на работу или будят своих детей в школу, пользуются обычным календарем с летоисчислением от гипотетической даты рождения Иисуса Христа. Я не являюсь исключением, и для меня общепринятое летоисчисление означает синхронизацию с ритмом всей планеты. Логичней было бы использовать как нулевую отметку момент реального сотворения мира, но оперировать десятизначным числом, согласитесь, не совсем удобно.

Мы с друзьями ездим каждый год на европейские метал-фестивали. Вы, если посмотреть на график ваших туров, по всей видимости, тоже. Только в несколько раз чаще нас, и еще – мы зрители, а вы артисты на сцене. На ваш взгляд, где вас лучше всего принимали и где наиболее интересные метал-фестивали?

Самые интересные фестивали — самые крупные, там где играют очень большие артисты, так как организованы они на максимальном уровне и условия для зрителей на них такие же максимальные. Если не считать Waken, который из года в год упорно игнорирует нашу группу по каким-то своим личным причинам, мы побывали практически на всех основных европейских фестивалях. Крайним был Hellfest, вероятно, самый крупный метал фестиваль планеты, так как за 4 дня его посетило 150 000 человек. Принимали там очень славно, этому есть доказательство в виде записи с онлайн трансляции где-то на просторах интернета. В данный момент мы держим путь на чешский Masters of Rock, на котором выступим уже в третий раз. Также очень хороший и интересный фестиваль.

Когда в 2013 году мы слушали ваше выступление в Словении на Metaldays, и сотни словенцев, французов, австрийцев и представителей других наций в слэмились под вашу музыку, то нас аж гордость разрывала. Наконец-то Россия дала мировой метал-сцене что-то стоящее. Судя по вопросам западных изданий, в чем их интерес к вам. Понятно, что музыка. Но может быть, они только открывают для себя Россию и русских. Как, например, это произошло с Варгом Викерсеном, который в своей бурной молодости имел представления о русских в духе нацисткой пропаганды времен войны, а сейчас стал русофилом, у него модератор сайта даже из России.

Не думаю, что люди как-то задумываются о том, откуда именно та или иная группа или делают свой выбор на основании своих географических предпочтений, скорее, они мыслят двузначной категорией — нравится/ не нравится. Собственно, это и определяет общий интерес и последующие развитие «в массы» самого коллектива. Думаю, что пример с Варгом тут не совсем уместен, так как скорее смена его приоритетов связана с тотальным изменением ситуации в Европе во время его отсидки.

С кем их мировых имен вам уже приходилось делить сцену? И с кем бы хотелось выступить?

Делить сцену — достаточно громко сказано, так как мировые имена не задумываются о том, что группы выступающие до них претендуют на её кусок. Сегодня, например, играем незадолго до Nightwsh.

Среди моих знакомых часто приходится слышать, что два первых альбома «Арконы» замечательны, а потом она «спеклась». Я сам, конечно, так не считаю. Вообще одна из моих любимых ваших песен «Лики бессмертных богов», а она из позднего творчества. Я думаю, ваше звучание развивается, но кому-то это кажется «опопсением». Каковы тенденции в вашем творчестве? И что вы сами думаете насчет таких оценок?

Думаю, что группы, которые не придерживаются рамок в собственном творчестве, обречены иметь подобные оценки их музыкального развития. Мне кажется, что подобные отзывы единичны и зачастую субъективны и не стоит обращать на них внимание, так как в целом падения интереса со стороны аудитории не наблюдается, не смотря даже на спорный для многих последний альбом «Явь». Общие тенденции задал как раз он, Маша не желает возвращаться к раннему звучанию, поэтому веселиться на концертах придется под уже знакомые треки.

Пропаганда языческой тематики в метале получила мощеный импульс именно в блек-метал среде. С этим трудно поспорить. Это отразилось и на творчестве «Арконы» — в тяжелых блековых запилах, бласт-битов… Если говорить о развитии «Арконы», то собираетесь ли вы отойти от использования бласт-битов, блековых и детовых чёсов, чтобы, так сказать, сделать вашу музыку более доступной для широких масс?

Судя по музыкальным интересам Маши и по её нынешнему творческому настроению такого не произойдет. И в целом она никогда не была зависима ни от чьего мнения, делая все в угоду исключительно собственных интересов , чтобы не говорили критично настроенные пользователи глобальной сети.

Т. н. «языческое возрождение» во многом опирается на сомнительные источники или фантазии. Откуда ты лично вы черпаете информацию о дохристианском периоде Руси, о корнях и верованиях наших предков? Это ваши собственные фантазии или опора на какие-то исторические исследования, памятники. Можете, нашим читателям что-нибудь посоветовать из литературных источников?

Рассматривая тот факт, что автор текстов не занимался исследованием памятников, рукописей, сомнительных источников, то можно сказать, что лирика основана на собственной фантазии. А также учитывая, что никаких исторических фактов в ней не описывается, то можно сказать, что все творчество группы «Аркона» — это самовыражение чувств и мировоззрения одного конкретного человека, для которого язычество — это в первую очередь гармония с окружающим миром и с самим собой. Считая, что свободные от предрассудков и информационного мусора далекие предки имели сходные с нею чувства, она передает их с помощью музыки и лирики. Наверное, вершители революций и возрождений вдохновленные, в особенности, ранним творчеством могут быть разочарованы, так как никаких призывов и пропаганды творчество «Арконы» не содержит.

В продолжение вопроса: откуда вы черпаете вдохновение для своей музыки?

Для Маши абсолютно любой эмоциональный всплеск может стать началом к творческому вдохновению.

Ваше отношение к тем, кто называет «Аркону» долбослав-метал?

Скорее, тут мнение людей, которые находятся либо в плену стереотипов, либо в плену собственного изначально негативного отношения к подобному направлению в музыке. Обижаться на них, либо переубеждать  — бессмысленно, поэтому мы находимся с подобными людьми в параллельных измерениях, занимаясь своим делом, не обращая на них никакого внимания.

Как бы вы оценили pagan-сцену в России? Есть ли здесь еще что-то интересное?

Честно говоря, не слежу, есть группы, альбомы которых я слушаю, но не более того.

Сегодня в наше время девушка на вокале в метал-группе уже не такая диковинка. В этом плюс и минус – слишком много похожего и однотипного стало. Кого из современных метал-исполнительниц них мог бы ты отметить, какак достойную и интересную вокалистку в современном метале?

Вокалистка у томских Dehydrated гроулит просто убийственно.

Остается ли у вас самих время на прослушивание чего-нибудь нового? Если да, то что можете посоветовать нашим читателям? Мы часто задаем этот вопрос, потому что потоки музыки в последние годы огромны, и не знаешь, что бы послушать из нового. Явно у опытных музыкантов не плохой вкус, и они могут посоветовать что-нибудь этакое.

Незнакомые мне имена изучаю только по рекомендации тех людей, вкусам которых доверяю. За знакомыми мне именами слежу, как правило, никто из них не разочаровывает. Сейчас слушаю Enslaved - In Times, отличный альбом, не смотря на то, что звучит как два предыдущих.

Не остался ли у вас осадок от того, что в три года тому назад концерт в Екатеринбурге сорвался? На самом деле я сам видел, как на концерт пришло несколько десятков человек, и они не уходили, кучковались у входа в клуб, ждали, что все-таки «Аркона» выступит.

Да, было неприятно, но выступить тогда мы не могли, так как сам организатор все сделал для того, чтобы этот концерт не состоялся. Учитывая, что 2 последующих посещения состоялись благополучно, надеюсь, что того дурного осадка ни у кого не осталось.

К слову сказать, помнится, когда вы выступили в конце 2008 или 2009 года в Екатеринбурге, у вас был виолончелист. Теперь его нет, хотя он вносил свою изюминку в живой концерт. Не планируете обратно его вернуть?

Александр Козловский — отличный музыкант и, действительно, вносил свой колорит в звучание группы. Но для того, чтобы играть в нашем коллективе, нужно находиться на одной волне с творческим настроением Маши, чего не было ни у Александра, ни у Влада Соколова, который проиграл в Арконе 11 лет, ни у виолончелистки Ирины Львовой, которая совсем недолго играла с «Арконой» после Александра. Рано или поздно возникает творческий диссонанс между автором и музыкантом, и Мария ставит вопрос ребром. Сейчас у нас устоявшийся состав, никаких расширений в нем не планируется.

Отражается ли на вашем творчестве текущая политика? Какое мнение у музыкантов по поводу всех украинских дел?

Там, где начинается политика, там кончается творчество. Если людям нравится быть чьей-то марионеткой - это их личное право. Могу сказать, что мы не поддерживаем ни одну из сторон и на всю ситуацию смотрим с глубоким сожалением.

Говоря про наш уральский край, хотелось бы узнать, вам, как пропагандистам природной религии (если так можно выразиться) удавалось путешествовать по нашим краям? У нас тут достаточно мистических и мифологических мест: Молебка, Перевал Дятлова, тот же Аркаим, которому вы посвятили одну из ваших песен.

Нет, такой возможности у нас не было.