Eluveitie: this is fucking metal show!

21 февраля в Екатеринбурге (Теле-клуб) выступили швейцарские фолк-металлисты Eluveitie.

За несколько дней до выступления стала известна информация, что перед группой еще выступит и разогрев. Им стала итальянская готик-метал-группа  Poemisia. Еще перед концертом зашел на youtube, посмотрел пару песен. Первое впечатление – вроде бы ничего. Но вот вживую оказалось еще хуже. Задумка у музыкантов была неплохая: две скрипачки, виолончель, оперный вокал, естественно, бас, гитара и барабаны. И даже элементы шоу на сцене: куколки, крестик, узколобая черепушка… Но когда все это сошлось вместе, то получилось что-то несуразное. Меня хватило на 2,5 песни. Скрипучий звук, нет запоминающихся и драйвовых риффов, даже вообще музыка какая-то негармоничная. При этом вокалистка зачем-то все время пыталась играть в театр одного актера, а получалось у ней это очень плохо. Хотя, может быть, девушкам-готкам такое и пришлось по вкусу, но не мне. А главное, зачем ставить на разогрев фолк-группы с волынками и дудками готику? Можно было бы найти и что-то из российских банд, даже из местных. Да хотя бы тот же екатеринбургский Flos Florum, лидер которой Александр Старков, кстати, был замечен в зале среди слушателей.  Они слушаются и смотрятся на несколько порядков  профессиональнее, хоть и не играют метал, а просто средневековый фолк. Но, как сложилось, так сложилось, не будем далее углубляться в критику, а лучше обсудим хедлайнера.

В Россию Eluveitie пожаловали уже в третий раз. Но только сейчас их маршрут дотянулся до нашего города.  А то — популярность группы растет, как на дрожжах! Кому-то потребовалось пару десятков лет, чтобы собирать такие залы (500-600 человек — для нашей глубинки неплохо), у них получилось это сделать меньше, чем за 10 лет, если учитывать, что их первый официальный альбом вышел лишь в 2006 году. Хотя в последние годы их творчество несколько поблекло, что отмечаю не только я, но и другие слушатели.

Но в чем секрет успеха? Сложно сказать. С одной стороны, умеют сочинять хорошие мелодии, экспериментируют, не ленятся использовать большой спектр народных инструментов, ищут свое звучание и стиль. Но мне кажется, эта одна из немногих групп, которая смогла сочетать мелодичный (хотя у группы и мало гитарных соло) дет-метал с флейтами, волынками, скрипками, что, согласитесь, делают не многие и не так-то просто это сделать хорошо. Взять другие фолк-группы, но возникшие гораздо раньше. Хотя бы In Extremo, по сути, это хард-н-хэви с волынками, или Tanzwut – его фишка в слиянии фолкам, метала и танцевальной электроники. Ну, или Cruachan, там тоже все основано на кельтской тематике, и скорость в музыке есть, хотя больше влияние black metal. Все они были предшественниками Eluveitie. Но никто из них не стал играть фолковый дэт-метал, просто потому что, наверное, в 90-х трудно было себе представить такое сочетание. Но возник Eluveitie, который не стал просто копировать предшественников, а нашел свое лицо и где-то даже превзошел их, добившись за меньший срок аналогичного признания у любителей folk, pagan и medieval -музыки.        

И вот послушалось интро, на сцене появилась восьмерка метал-фолкеров. Программа началась с King. Сначала отстройка звука показалась не очень хорошей. В частности, вокалист открывал рот, а вокала практически не было слышно. Я уж даже расстроился, отстоял так почти целую песню, но потом с права вышел в центр зала за пару метров перед пультом – и вот тут звук стал, что надо. Отстроить звук тяжелых гитар в сочетании с флейтами, волынками, скрипкой, колесной лирой, наверное, не простое дело. Но отстроили так, что было слышно все инструменты, ни один не заглушал другой. И даже те мои знакомые, которые часто критикуют звук в «Теле-клубе» в этот раз сказали, что звук был хорош.

За «Королем» последовало еще три забойных трека: Nil, From Darkness и Thousandfold. После чего пришло время немного отдохнуть на инструментальной композиции с дебютника  AnDro.  Но мы же пришли не прохлаждаться на концерт. Как крикнул со сцены вокалист Chrigel Glanzmann: This is fucking metal show! После чего призвал собравшихся исполнить «стену смерти» под звуки, кажется, забойно-рубиловой Sucellos. Публика с восторгом восприняла этот призыв. Кстати, пара слов о публике. Пришли ,в основном, молодые люди до 30, те же, которые ходят на Amon Amarth или In Falmes. Олдскульных металлюг было немного, хотя зря, музыка Eluveitie это не какой-нибудь металкор или пост-хардкор. Зато по залу бродили люди в древнеевропйеских одеждах, это те несколько ребят, которые накануне устраивали в Екатеринбурге флэш-моб. А еще одна девушка из Тюмени регулярно появляется на готических и фолковых концертах в новых образах. В этот раз у нее было зеленое платье и огромные ресницы.

Ну и, конечно, программа не могла не включать в себя Omnos. Следом шла Call Of The Mountains.  На этих песнях, наконец, Anna Murphy показала, что она может не только играть на колесной лире, но и красиво и зажигательно петь. Причем она предложила публике выбрать, на каком языке — английском или швейцарском — спеть «Зов гор». Насколько я понял, зал выбрал  второй вариант. И Call Of The Mountains стал De Ruef vo de Bärge. Затем последовало серия песен, в основном, с последнего альбома.

Основная часть программы завершилась танцевальной Tegernakô. Но на десерт было еще два трека. Это Helvetios с одноименного альбома 2012 года. И, конечно, Inis Mona. Это, можно сказать, визитная карточка группы, под которую ноги-руки сами идут в пляс и слэм. Eluveitie отбомбила 20 треков, отдав все силы в тот вечер. Да так, что их даже не осталось на то, чтобы выйти и раздать фотографы. Что ж можно понять, уже на следующий день музыканты должны были выступать со своей огромной программой в Санкт-Петербурге. Но все же, как свидетельствуют фотографии в группе, посвященной встрече, кому-то все-таки удалось взять автографы. Но это уже было за границами клуба. Молодцы.

Сетлист:

  • 1.King
  • 2.Nil
  • 3.From Darkness
  • 4.Thousandfold
  • 5.AnDro
  • 6.Sucellos
  • 7.Omnos
  • 8.De Ruef vo de Bärge (The Call of the Mountains - Swiss version)
  • 9.The Nameless
  • 10.Inception
  • 11.Hope
  • 12.Kingdom Come Undone
  • 13.Alesia
  • 14.The Silver Sister
  • 15.Carry the Torch
  • 16.A Rose for Epona
  • 17.Quoth the Raven
  • 18.Tegernako

Encore

  • 19.Helvetios
  • 20.Inis Mona

 Emuzon благодарит «Теле-клуб» за предоставление аккредитации

 ВСЕ ФОТО С КОНЦЕРТА