Tiamat: капитан, капитан, опохмелитесь

19 сентября екатеринбургский клуб «Дом печати» принимал у себя легенду шведской готик-рок/метал-сцены Tiamat.

Этот день мы приближали, как могли… И он настал. Пасудина под названием Tiamat под управлением капитана Йохана Эдлунда (Johan Edlund), наконец, доплыла до наших краев. Что только не происходило с этим кораблем с момента его основания. То он был быстроходным пиратским судном; то вдруг превратиться в баржу, которая неспешно прокладывает свой путь по вязким морям; то превратиться в прогулочную яхту, тихо бредущую по наркотическим туманам, то в лайнер, на котором идут танцевальные вечеринки… Чего только не пришло в голову Эдлунду выпустить под маркой Tiamat. В итоге он накопил такой разнообразный материал, что на концерты приходят люди совершенно разных поколений, вкусов и представлений о музыке. Не зря, когда в конце он объявил песню The Sleeping Beauty, добавил: Before you born — до вашего рождения. Но это было не так, треть аудитории были седовласыми мужиками. А перед самым последним номером сетлиста, он имитировал опрос, типа по заявкам слушателей (хотя, конечно, последний трек был уже известен). И кто-то попросил сыграть The Sign of the Pentagram, чем вызвал у капитана недоумение. Он сказал, что в следующий раз обязательно, а пока они забыли, как его играть.

Впрочем, давайте по порядку.  Ассоциации с кораблем вызвал сам Йохан, выйдя на сцену в фуражке капитана, на которой красовалось Санкт-Петербург. Видимо, где-то купил в Питере в многочисленных сувенирных магазинах. Да, к этому нужно добавить огромные солнцезащитные очки, гламурную рубашку… И нечеткие, замедленные движения его стройного тела. В общем, наш Эдлунд наклюкался. Впрочем, нас, фэнов его музыки это вряд ли смутит. Ведь все это рок-н-ролл. К тому же, как мы знаем, последние годы он переживал смерть отца и даже как-то заявил, что покидает Tiamat, мол, плавайте, парни, без меня, где хотите и как хотите. Но, протрезвев, видимо, решил, что этот штурвал будет слушаться только его рук. И взялся за гитару и микрофон.

Помимо него на сцене были известные личности шведской метал-музыки. Справа от Йохана терзал гитару бывший басист Therion Johan Niemann. Ласкал клавиши Carl Westholm из Avatarium, а в прошлом музыкант Candlemass. На басу Gustaf Hielm из Pain of salvation, в прошлом засветившийся в Meshuggah и Dark Funeral. У него тоже был специфический головной убор — пилотка советского рядового. А вот на барабанах оригинальный ударник Lars Sköld.  

Один мой знакомый приятель не пошел на этот концерт Tiamat, мотивируя это тем, что он уже раз видел их и впечатления не очень хорошие: подача холодная, даже отстраненная, без всякой страсти. Я бы так не сказал. Эдлунд, наоборот, был очень тесен с публикой. Здесь нужно сказать, что и клуб это позволял. Что мне нравится в «Доме печати», так это отсутствие фотопита и охранников между зрителями и музыкантами. Поэтому он регулярно давал пожать ему его изящную кисть. И вообще постоянно что-то болтал, пытаясь еще и говорить по-русски: Mother Russia, ля-ля-ля, «спасьибо» и все в таком духе.

Публики, кстати, в этот раз собралось достаточно по рамкам «Доме печати». Около 350 человек. В «Нирване» такой массе было бы тесно, а для «Теле-клуба» маловато. Так что оптимальный размер. Некоторая теснота чувствовалась в 2-3 метрах от сцены. А в целом можно было свободно ходить по залу.

Удручали только некоторые неадекваты. Одни зачем-то устроили слэм, как на хардкор-гиге. Это было совершенно неуместно. Но если бы они скакали, не пытаясь задеть других, еще можно понять. Но когда намеренно прыгаешь на людей, которых вовсе не тянет в слэм, то это уже тупо провокация. Видимо, пришли себя показать. Другой неадекват нарисовался в единственном числе. Проспиртованный, одетый в какие-то ремки и похожий на цыгана, он протолкнулся поближе к сцене и орал последние минут 30: «Русские не сдаются», «Мы православные», «Казаки пришли», «Не показывайте здесь Сатану, это наша земля». То есть оказался последователем идей Кости Кинчева и Юры Агещева. И все это хамство он адресовал лично Эдлунду, хотя тот и не замечал дурака. Наоравшись вдоволь, он получил несколько замечаний от окружающих. Но это его не угомонило. Наоборот, нахмурившись, он снова завопил: «Так это же фашисты, вы за фашистов»? При этом его выкрики сменялись блаженной улыбкой, показывающей явное удовольствие от музыки. Закончилось все тем, что он встал на колени и чего-то там себе бормотал под нос. Пора на входе рок-клубов делать таблички: «Дегенератам религиозного мракобесия вход воспрещен» или пускать их по тройной цене, а выводить сразу после первого предупреждения.

Остальные оказались приличными людьми. Ну еще бы, треть зала — это были девочки-готки, пришедшие на концерт слушать музыку, а не заниматься эксгибиционизмом с целью что-то кому-то доказать. Они даже смастерили флаг Tiamat c солнышком на фоне шведского флага (хоть и живет нынче маэстро в Салониках), а кто-то подарил букет алых роз.

А теперь про музыку. Сразу скажу, последний альбом The Scarred People мне не понравился. Ни один другой альбом Tiamat  я не воспринял с таким непониманием. Так что у меня даже как-то закрепилось в сознании, что некогда великая группа, известная своей смелостью и экспериментами, скатилась в… не самое лучшее место. Или, продолжая аллегорию корабля, села на мель. Так что я очень хотел, чтобы с последнего альбома желательно ничего не играли. И на мое счастье сыграли лишь один относительно безобидный для моего слуха трек Thunder & Lightning, чем-то смахивающий на Sister of mercy. Только с танцевальным налетом. Он шел вторым номером. И, к слову сказать, этот трек впервые был представлен в сольном проекте Эдлунда LucyFire, на демке от 2010 года.

Что же касается всей остальной программы, то она вызвала только позитивные эмоции. Кто-то в толпе кричал: «Давай больше олдскульного дум-метла». Я полностью поддержал бы этот лозунг. Но сетлист составляется заранее, а не играется с бухты-барахты. И, тем не менее, я понял, что концерт в любом случае удался, когда группа сыграла Vote for love. Да, это не олдскульный дум-метал. Но зато очень хорошо помнится, как мы не только слушали эту песню на кассетах и дисках, а и смотрели клип в шестом выпуске сборника Beauty in Darkness, которыми нас радовал Nuclear Blast.

Больше всего песен, четыре вещи, было с альбома «Prey»: Nihil, Wings of Heaven, Divided и Cain. И это правильно. На этом альбоме Эдлунд вернулся к звучанию времен «Wildhoney» и даже «Clouds».

Трагичным настроением распространилась по залу, как туман, Until the Hellhounds Sleep Again. И наконец настало время старья или классики, кому, как угодно. Для меня 100% Tiamat’ом стали последние четыре трека: Phantasma De Luxe, Cold Seed, The Sleeping Beauty и Gaia. Для кого как, а для меня четыре альбома, начиная с «Astral Sleep» и заканчивая «Deeper kind of slumber», являются золотым фондом творчества группы. Может быть, даже именно в них Эдлунд выдал все самое ценное, что у него было, а потом пошли уже самоповторы и вариации уже сыгранного.

Касательно сетлиста еще можно добавить, почему бы Эдлунду не поэкспериментировать и не вставить хоть одну скоростную песню с первых двух альбомов? Вот и повод послэмиться для самых энергичных.  Ведь используется в качестве задника самый первый вариант логотипа с пентаграммой, перевернутыми крестами и крыльями летучей мыши. Значит, не сжег все мосты к прошлому наш капитан. Многие бы с большим удовольствием послушал прошитую бластбитами Sumerian Cry (part III).

Про звук ничего плохого сказать не могу. Он мог бы быть лучше, но главное, что он не был хуже. Хотя и был несколько «рваным». Зато Эдлунд орал от души на Will They Come? и Misantropolis: «We're leaving now…»

К концу концерта маэстро протрезвел, движения стали четкими. Но это длилось недолго. Он сходил за кулисы и через минут 15 появился в шапочке с надписью: «Слишком старый, чтобы умирать молодым». Снова в летучем состоянии. И к удовольствию многих стал раздавать автографы и жать руки, как бы ему все не надоело.  А раз назвался рок-звездой, полезай на сцену и черкайся, пока запястья не закостенеют. 

Сет-лист:

  • 01. Will They Come?
  • 02. Thunder & Lightning
  • 03. Nihil
  • 04. Wings of Heaven
  • 05. Thirstsnake
  • 06. Vote for Love
  • 07. Divided
  • 08. Cain
  • 09. Misantropolis
  • 10. Until the Hellhounds Sleep Again
  • 11. Phantasma De Luxe
  • 12. Cold Seed

Бис:

  • 13. The Sleeping Beauty
  • 14. Gaia

Emuzon благодарит SPIKA CONCERT AGENCY за предоставление аккредитации

Добро пожаловать на наш паблик - vk.com/clubemuzon

 ВСЕ ФОТО С КОНЦЕРТА