Satyricon: хватит стоять, давай мошпит

27 января в Екатеринбурге (клуб «Свобода») выступила легенда норвежского блэка первой волны — Satyricon.

Давно к нам в Екатеринбург не привозили норвежского black metal. Да практически никогда. Первый и последний раз это было, кажется, около 9-10 лет назад, когда в еще старой «Нирване» на Бебеля сыграл Ragnarok. Группа, которую нельзя отнести к первопроходцам данного направления. Зарубежным, а особенно скандинавским, black metal вообще не часто балуют нашего уральского брата. Тот же Flaming arts привозил несколько лет тому назад в составе феста Marduk. Еще были не раз Behemoth и Сradle of Filth, а когда-то давно и Rotting Christ. Но они к блэку относятся уже условно… То есть все эти концерты можно вспомнить и пересчитать на пальцах рук. Так что событие, произошедшее в «Свободе» 27 января, прямо скажем, не рядовое. Дождались.

Правда, дождались тогда, когда многие начавшие слушать black metal еще в 90-х, к нашим временам уже отошли от музыки, или завели семью и им не до концертов, или просто обленились куда-то ходить. Но это не помешало собрать 350-400 слушателей, что по меркам «Свободы» – впритык. Так что – лучше поздно, чем никогда.

Концерт не предполагал никакого разогрева, что хорошо. Не хватало слушать еще каких-то наших уральских «злобарей». Тем не менее, концерт задерживался. Уж слишком большой поток желающих оказался у дверей «Свободы», так что ее узкое «горлышко» не смогло вовремя впустить в себя людскую массу. Кто-то даже замерз. И еще имел наглость жаловаться на это! Так ведь на норвежский black metal пришли, тем более у барабанщика сценическое прозвище Frost. Можно и даже нужно немного замерзнуть. Для соответствующего настроя. Да и разве это холода? Совсем разнежились.

В знак напоминания, что нежиться на концертах черного металла не стоит, на сцене светилась картина Эдварда Мунка «Поцелуй смерти», автора более известной в мире картины «Крик». Именно ее Сатир Вонгравен и компания решили взять в качестве обложки для свежего альбома Deep calleth upon deep. Олдскульные металхеды, глядя на этот «поцелуй», сразу вспоминают обложку мини-альбома Rotting бразильцев Sarcofago.

Наконец, «Полночный змей» (заглавные трек Deep calleth upon deep) ворвался бластбитами и чёсами в уже начавшую утомлять ситуацию ожидания. У микрофонной стойки в виде буквы Y из логотипа группы появился Сатир. И снова короткостриженный по меркам метал-музыканта. Но правда, до уровня Нергала ему еще далеко. Зато в корпспейнте, хоть и не таком расписном, как в былые времена. При этом в хорошей спортивной форме для его 43 лет. Вот что делает фитнесc животворящий. 

Всю публику, наверное, можно поделить на три типа. Первые – это те, кто услышал Satyricon в 93-94 годах, когда еще не было даже Nemesis Divina. Это явно тем, кому по душе приходится ранний black metal. Далее те, кто познакомился с творчеством дуэта в «нулевые». Им наверняка близко то, с чего они начали слушать. А это, скорее всего, Now, diabolical. Ну и те, кто ни нашим, ни вашим. Им нравится и ранее, и позднее творчество, поскольку метал они начали слушать несколько лет назад. Все интересно. Автор этой заметки относится к первым. Вот спроси меня, какие названия песен помнишь и сможешь напеть из The Age of Nero? И растеряюсь. Хотя альбом слушал, но как-то не зацепилось в памяти. Лишь недавний концертник с оперой освежил хиты «нулевых». Зато легко могу цитировать The Shadowthrone (из него, кстати, не было сыграно ни одной композиции — а зря!). Так что в большей части сет-лист теребил души средней категории слушателей. Это песни из альбомов «нулевых» и самого крайнего. В конце концов, тур организован в его поддержку.

Так что одни «врубились» в шоу сразу, другие постепенно разогрелись к его середине, а самые упертые лишь на песне Walk the Path of Sorrow изрыгнули из себя что-то звериное и вскинули руки вверх. Затем ржавые струны «старичков» задребезжали от знакомых риффов инструментала Transcendental Requiem of Slaves и последовавшего за ним хита Mother North. Песня, на которую был снят один из первых кроваво-эротических клипов не только у Satyricon, но и в black metal вообще. Кажется, в то время даже Cradle of filth (известные своими сиськами в оформлении буклетов) не баловался юными женскими телами в своей видеопродукции.

Несмотря, что песни периода «нулевых» не у всех вызывают мурашки по коже, тем не менее, в живом вступлении это звучало вдохновляющее. Более того, после концерта  я все же решил переслушать внимательно дискографию этого периода. Repined Bastard Nation звучит вполне зловеще, хоть и не забойно.  Black Crow on a Tombstone — индустриальный марш бульдозеров в постапокалиптических руинах. Fuel for Hatred — мотоциклетный блэк’н’ролл, перемалывающий кости Motorhead и Venom. Now, Diabolical — натиск и напор: «'cause they want, 'cause they need, 'cause they are, Made to be, Now, Diabolical» (особенно помпезно это звучит в живом исполнении в опере). Что касается последнего альбома, то мне не хватило песни The Ghost of Rome. Действительно, это не блэк, как могут справедливо заметить приверженцы ранней волны «черноты». Это, скорее, готик-дарк-рок. Но зато как душевно звучит. Так что стоило бы его включить в сетлист.

Выход на бис завершился троицей хитов: The Pentagram Burns, уже упомянутая Fuel for Hatred и K.I.N.G. Сатир призвал, чтобы публика, наконец, попрыгала в мошпите. А публика с радостью отозвалась, устроив круговые забеги. Кто-то  даже в пьяном угаре забыл, что он не на фестивале в Европе, а в небольшом клубе, и решили заняться краудсёрфингом, как это там часто делают, из-за чего почти сразу был захвачен охранниками и удален из зала.

Команда отработала слажено. И хотя никто, за исключением Сатира, не проявлял никаких эмоций. Все сосредоточенно были заняты игрой на своих инструментах, было видно, что Satyricon – для них важное дело, даже для сессионных музыкантов. Норвежцы встали в ряд и поклонились, как это делают актеры в конце спектакля. В первый раз вижу такое от black metal-группы. Фрост даже призвал потопать в честь свершившегося. И если группа устроила тур в поддержку своего последнего альбома, то ей явно удалось привлечь к нему внимание даже самых искушенных и олдовых блэкарей. Возник интерес не только к ее последнему альбому, но и периоду «нулевых».

Звук лично меня вполне устроил. Клавишные партии не съедались гитарным жужжанием. Все на своем месте. На моей памяти это самый многолюдный концерт в «Свободе» из виденных мной. Наверное, если бы не кризисные времена, когда люди считают: сходить на концерт или съездить закупиться в Ашан, то народу было бы еще больше. Надеемся, что концерт окупился и в следующий раз организаторы не остановятся перед трудностями, чтобы продолжить привоз в наши глухие места норвежских, шведских и тому подобных звезд black metal сцены, которых здесь ждут еще с 90-х годов. А пока на очереди Abbath.

Сетлист:

  • 1. Midnight Serpent
  • 2. Our World, It Rumbles Tonight
  • 3. Black Crow on a Tombstone
  • 4. Deep Calleth Upon Deep
  • 5. Walker Upon the Wind
  • 6. Repined Bastard Nation
  • 7. Blood Cracks Open the Ground
  • 8. Commando
  • 9. Now, Diabolical
  • 10. Walk the Path of Sorrow
  • 11. To Your Brethren in the Dark
  • 12. Dissonant
  • 13. Transcendental Requiem of Slaves
  • 14. Mother North

Бис:

  • 15. The Pentagram Burns
  • 16. Fuel for Hatred
  • 17. K.I.N.G.

 Emuzon благодарит организаторов за предоставление аккредитации

Добро пожаловать на наш паблик - vk.com/clubemuzon

 ВСЕ ФОТО С КОНЦЕРТА