Myrkur: русалка и брюнеты

Екатеринбург стал последним городом в российском мини-туре датского, по сути, соло-проекта Myrkur. Случилось это 13 мая. И вообще, можно сказать, что этот концерт закрыл зимне-весенний метал-сезон в столице Урала, если иметь в виду крупные зарубежные метал-имена. Так что стоит отметить это событие отчетом.

Имя Амалии Брун (Amalie Bruun) спорное на метал-сцене. Тем более, что каким-то образом она залезла туда, где нет места политкорректности и прочим таким вещам. А именно: black metal. Место это или, скорее сказать, край, окраина создано и выращено мужской агрессией и брутальностью, всевозможными психопатиями и отклонениями. К тому же там принято хаять собратьев по сцене и все время отличать «настоящий» от «ненастоящего». Как это и естстевенно для любого религиозного и квазирелигиозного культа. С учетом того, что Амалия в прошлом попсовая певица, пришедшая в блэк, то ничего удивительного, что и она отхватила свою порцию глумления от «трушников». Впрочем, женщина в блэк-метал – не новость. Вспомним Opera IX, Darkspace, Astarte, Hell Militia, Darkened Nocturn Slaughtercul, Satanic corpse… Но это скорее демоницы, те же мужики в корпспейнтах, только вместо текстикул — молочные железы.

Иное дело Амалия. Он скорее решила развить то, что когда-то было начато в тяжелой музыке Kari Rueslåtten. Только последняя, поработав с рядом известных норвежских блекарей, ушла в сольное творчество – легкий слегка грустный трип-хоп. Амалия же — это  скорее русалка или лесная фея, затерявшаяся во марке леса, потерянная и одинокая… Тут даже вспоминается атмосфера darkwave-ambient-проекта Arcanа или думового Avrigus, северная атмосфера пения  Eivør Pálsdóttir (тоже ассоциации не покидают). Видно, что запилы и скриминг девушке нужно, скорее как фон, чтобы привлечь внимание суровых и мрачных волосатых парней, удивить, так сказать, контрастом. Известный прием в блэк и дум-метале – «красавице и чудовище» – воплощен в одном лице. Но больше всего ей хочется попеть. Попеть гимны северной природе, воспроизвести скандинавские мифы и собственные фантазии. Это не плохо и не хорошо. Я бы скорее назвал это экстремальным металом с разными элементами, среди которых black metal – это лишь одна из сторон. Но сложилось так, что эту музыку именуют блэком, а старые и ортодоксальные блэкари этого принять не могут. Отсюда и поле для, мягко говоря, дискуссий.

Но те, кто пришел, для себя точно определились, как бы эту музыку не классифицировали, все равно им хорошо. Пришло, кстати, человек 120-140. Маловато для такого артиста. Причем, естественно, половина из них девушки. Девушки всегда любят ходить на других девушек, я уже заметил.

Несколько слов нужно сказать о разогревающем коллективе. В Екатеринбурге он уже третий раз. Это группа Ultar из Красноярска. Причем, первый раз они выступили тоже в Доме Печати, только разогревая Alcest. Не часто в нашей отчизне встречаются коллективы, которые можно смело поставить в один ряд с западными. Но вот Ultar вполне конкурентоспособные ребята, несмотря на молодость и происхождение (давайте честно, в России метал не популярен, это не Финляндия и не Германия). Так что не удивляюсь, если когда-нибудь они пробьют брешь и начнут покорять Европу. Ах, да, для тех, кто не слышал. Качевый и трансовый post-black metal.

Для меня, к слову сказать, это уже второе живое выступление Myrkur. Первое было в Хельсинки на фестивале Tuska. Поэтому мне есть, с чем сравнить. Тот концерт, мне показалось, был более блэковым. В этот же раз в сетлисте намеренно было подобраны более мягкие песни. Причем в прямом смысле – песни. Амалия несколько раз исполняла композиции, состоящие только из ее голоса. Под аккомпанемент шаманского бубна. Такие, как, например, De Tre Piker. (К слову сказать, вот тут ассоциации с Кари просто не дают покоя). И да, тот концерт, в 2016 году закончился ковер-версией Bathory — Song To Hall Up High. Подтверждаются мои догадки. Все-таки блэк-метал тут не главное. Это скорее фон или способ заявить. Девушке нравится не сам он, а петь. В других областях все уже занято другими певицами и вряд ли можно пробиться. А тут есть поле для экспериментов и самовыражения. Поэтому постепенно и наблюдается все больший отход от black metal в отличие от дебютного альбома.

Вообще я ожидал, что нам привезут в качестве концертного реквизита знаменитое деревце, на которое крепятся микрофоны. Но вместо них была микрофонная стойка, обвитая цветами. Также у барабанной стойки красовался датский флаг. Только в вертикальном положении, создавая тем самым перевернутый крест. Ясно, что в подражание норвежским блекарям, которые тоже так любят измываться над своим национальным символом. Смотри символику Taake. В качестве корпспейнта Амалия выбрала черную полоску на глазах. Вопрос: а надо ли? Что касается концертных музыкантов, то тут северный антураж заканчивался. И начинается жгучий и южный в лице трех брюнетов. Разные могут быть догадки, почему Амалии пришлись по вкусу ребята из Испании. Но мы оставим этот момент на раздумья читателю.

Гитарное шумовое нагнетание, откуда-то из глубины эхом появляющийся вокал и вот музыка. Песня The Serpent. Как я уже отметил, в сетлисте преобладали менее блэковые и менее скоростные песни. Эта песня как раз из этой серии – скорее это какой-то альтернативный дум, чем блэк. Ничего не имею против, мне бы скорости… Все-таки группа позиционируется, как black metal. Затем пошла Ulvinde, тоже с последнего альбома. И снова скорее дум.

А вот песня Onde born заставила меня кое-что вспомнить. Сначала я стал слышать песню Bathory «Valhalla». Путем нехитрых манипуляций вы и сами можете сравнить схожесть композиций. Но затем мой мозг мне выдал более точный ответ. Послушайте первую песню с дебютного альбома Ulver. Называется она «Capitel I: I Troldskog faren vild». И это 1995 год. Многие фанаты Амалии в то время, наверное, еще ходили в начальные классы школы или же уже подросли, но метал пока не слушали, в отличие от автора отчета. Поэтому откуда им знать такое. Но век живи – век узнавай что-то новое и интересное. Я, конечно, не занудствую. Метал и, в частности, блэк-метал уже очень изъезженная тема. Выдать в нем что-то новое и умопомрачительное – сложно. Вон Dimmu Borgir пытался-пытался и в итоге заиграл диско. Но все же… Это нужно для понимая: все новое – хорошо забытое старое. Все уходят корнями во что-то. И если первую часть концерта меня занимали как раз вот эти ассоциации, то ближе к концу, когда заиграли песни с первого альбома, меня даже все-таки торкнуло. Побольше нужно было играть первый альбом, песни, типа Skadi. Или даже Maneblot с последнего альбома.

Завершился концерт Villemann og Magnhild. Это народная скандинавская песня, которую я впервые услышал в исполнении Storm, где, в том числе, пела уже упомянутая мной Kari Rueslåtten. Ассоциации еще больше усилились. Трудно сказать, какой вариант больше нравится лично мне. Но мне кажется, это больше мужская песня, ведь она про мужчину, поразившего тролля.

Что касается звука, то те, кто стоял у сцены, отозвались о нем с прохладой. А вот на задних рядах было получше. Но могу отметить в целом впечатление. Все-таки в записи музыка Myrkur звучит лучше и действительно воспринимается, если не как блэк, то метал с большой долей блэка. В записи много атмосферы, клавишных, скрипичных, сэмплов, разнообразие пересекающихся вокалов — в живой версии всего этого не хватает. Хотя что мешало все это пустить через привезенный Apple? Вон у Ultar вообще басиста нет на сцене, но ведь в музыке он звучит. Впрочем, если музыкантам хочется так, то пусть будет. Но наше дело поделиться впечатлениями.

Единственное, что расстроило настоящих фанатов – короткое выступление. Где-то час. Кто-то даже сказал, что было обрезано целых три песни от запланированного сетлиста. Хотя по количеству песен сетлист вроде такой же, как и в Москве с Питером. Но за что можно точно похвалить Амалию и ее коллег – никакого чванства. После концерта они вышли и отработали полную автограф-сессию, сфотографировавшись со всеми, кто хотел. И длилась она минут 40, не меньше. То есть почти как само выступление. Тут как раз и вспоминается поведение некоторых трушных блэк-метал-групп, которые иногда приезжают к нам. Те спешат быстрее покинуть помещение клуба и скрыться в неизвестности (не будем показывать пальцем). Исключением может быть разве что Abbath, который в момент исчезновения все же задержался на задворках клуба и раздал столько автографов и образов на фото, сколько позволило время.

Сетлист:

  • 1. Longer Drone in Em (intro)
  • 2. The Serpent
  • 3. Ulvinde
  • 4. Dybt i skoven
  • 5. Onde born
  • 6. Volvens spadom
  • 7. Jeg er guden, i er tjenerne
  • 8.  De Tre Piker
  • 9.  Elleskudt
  • 10. Maneblot
  • 11. Skogen skulle do
  • 12.  Skadi
  • 13.  Villemann og Magnhild

 Emuzon благодарит организаторов за предоставление аккредитации

Добро пожаловать на наш паблик - vk.com/clubemuzon

 ВСЕ ФОТО С КОНЦЕРТА